18 Декабря Вторник
− 10,4 C, Пасмурно

На орбите устных журналов

21 Ноября 2018 10 минут Автор: Алексей Алексеевич Пьянков
В 1950-е –1960-е годы на подъёме находилась космическая отрасль. А наш подмосковный Калининград был флагманом космонавтики.

В 1950-е –1960-е годы на подъёме находилась космическая отрасль. А наш подмосковный Калининград был флагманом космонавтики.

На главных предприятиях города трудилась молодёжь, которая после напряжённого рабочего дня стремилась на стадион, в городские клубы. В 1960-е гг. родились устные молодёжные журналы, которые, используя современную терминологию, я бы назвал прорывными культурными проектами того времени. Первый из них, «Виток», создали при комитете комсомола ОКБ-1 (сейчас это РКК «Энергия») в 1964 г. при поддержке Сергея Павловича Королёва.

Я на предприятие попал в 1958 г. по распределению, после окончания Калининградского механического техникума, в который поступил после 7 класса. Тогда обучение было раздельным – мальчики и девочки учились в разных школах. Группы в техникуме были общими. Мы сразу почувствовали себя взрослыми: нас отправили на картошку, мы собирали её в поле, ещё вязали снопы льна. Сами топили печи, разделывали мясо, ездили за молоком, готовили пищу.

В нашем техникуме была хорошая художественная самодеятельность, в которой я участвовал с радостью. Там мы стали танцевать с девушками, играли на гитаре и пели, читали стихи. Там меня заметил работник клуба им. Калинина Толий Рафаилович Соркин, который пригласил в 1956 г. в агитбригаду. С ней мы объездили всё Подмосковье. Выступали в сельских клубах и чувствовали себя настоящими артистами. Как победителей городского смотра-конкурса в честь 40-летия Октябрьской революции нас пригласили в Колонный зал Дома Союзов, где коллективу вручили диплом лауреатов.

Окончив техникум, я стал «двигателистом». Моя должность в ОКБ-1 называлась «конструктор III категории». Тогда я познакомился с Сергеем Павловичем Королёвым – он имел обыкновение приходить иногда в КБ и разговаривать с нами, молодыми специалистами. Бросал взгляд на кульман и спрашивал: «Чем вы занимаетесь?». Коллеги звали его Главный или СП.

В 1959 г. я поступил в Лесотехнический институт на только что открывшийся факультет электроники и счётно-решающей техники (ФЭСТ), на дневное отделение, и там мы, студенты, создали свой эстрадный театр – это был предтеча знаменитого сейчас Театра «ФЭСТ».

Защитив диплом, я распределился на ЦНИИмаш, и как только оформился на новом месте, пошёл вставать на учёт в комитет комсомола. «Мы знаем про тебя всё!», сказали мне. «Давай работать вместе». Там я узнал, что в ОКБ-1 уже работает устный молодёжный журнал «Виток». В 1965 г. мы создали свой, и я стал его ведущим. Назвали наш журнал «Горизонт». В 1966 г. при комитете комсомола КБхиммаш организовали «Спектр».

1868.jpg

Ветераны наших ракетно-космических предприятий прекрасно помнят многие выпуски устных журналов. Это одни из самых ярких впечатлений нашей молодости. Тем более что в 1961 г. открылся Дворец культуры им. Калинина, с прекрасным театральным залом. (А я помню ещё те времена, когда на этом месте был городской каток). Получить билет в ДК на устный журнал было наградой.

Полвека назад не в каждом доме был телевизор, на московские концерты с участием известных артистов не так просто было достать билеты. Знать всё понаслышке – так мы не хотели. И наши технари решили – будем сами приглашать знаменитостей в город. При комитетах комсомола создавали редакции, куда вошли самые смелые, веселые, с разносторонними интересами комсомольцы. Вся работа велась, конечно, на безвозмездной основе. На заседании редакции обсуждалась программа – она была не только развлекательной, но и просветительской. Было несколько страничек. Со сцены выступали ветераны Великой Отечественной войны, профессора. Огромный интерес вызывали наши гости – актёры, режиссёры, писатели...

Ребята искали их телефоны. Договаривались заранее, утверждали в горкоме комсомола программу, администрация ДК им. Калинина выделяла зал.

1860.jpg

На сцене ДК им. Калинина Сергей Юрский

На один из выпусков «Горизонта» в 1968 г. я первым привёз в город 30-летнего Владимира Высоцкого. Мы с ним ровесники – он 1938 года рождения, я – 40-го. Общались с ним в московском клубе студенческой песни, авторской песни, в котором я тоже участвовал. Помню, когда звал в город, убеждал, что зритель у нас особенный, техническая элита, лучшие выпускники МГУ, Бауманского, Энергетического, МАИ. Он спросил, где находится наш Дворец культуры. Я ответил, что в городе Калининграде. Он, улыбнувшись, сказал: «Я знаю, там делают комбайны с вертикальным взлётом».

В то время каждое выступление нужно было залитовать, то есть получить разрешение цензора. На выступление Высоцкого-исполнителя мне разрешения не дали. Тогда я написал в заявке, что это поэт, артист и бард. Будет рассказывать о театре. Разрешили. На концерте, понятно, о репертуаре театра говорил Владимир Семёнович несколько минут, а пел полтора часа. Вообще, тогда с артистами было гораздо проще. Помню, когда звал к нам молодого Хазанова, он спросил, на какой электричке добраться до города. И был счастлив, когда узнал, что мы приедем за ним на машине. А Эдуард Успенский, соглашаясь у нас выступить, спросил: «Хоть покормите?».

В 1966 г. из ЦНИИМАШ выделилась подразделение, в котором я работал – оно стало самостоятельной организацией – Институтом измерительной техники (НПО ИТ). Я же продолжал быть ведущим «Горизонта». Но когда в 1968-м стал секретарём комитета комсомола института, принял решение открыть свой журнал, не похожий на остальные. Название «Сатирикон» подсказал Аркадий Райкин, которого я раньше привозил в Калининград. «Хорошо бы сделать сатирический журнал, но это мечта, которую Вы никогда не сможете воплотить», – сказал он. Но у нас получилось. У меня выступали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Евгений Евтушенко, Алексей Баталов, Никита Михалков, Игорь Ильинский, Василий Лановой, Сергей Образцов, Нонна Мордюкова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Зиновий Герд, Ролан Быков... И, конечно, сатирики Михаил Задорнов, Евгений Петросян, Александр Иванов и многие другие. Пели практически все барды.

1861.jpg

Выступает сатирик Александр Иванов

С 1976 г. меня перевели на работу в Москву, но я оставался членом редакции «Сатирикона». Всё закончилось в начале 1990-х. Предприятия попали в условия, когда нужно было выживать. Тогда я работал в разных структурах – и государственных, и коммерческих. Все тогда начинали зарабатывать деньги. Из социализма мы перешли в буржуазное общество.

В 2000 г., выйдя на пенсию, я возглавил городское общество инвалидов. Я стал работать среди людей, которым нужна забота, которых нужно поддержать, чтобы они не падали духом. Многие страдали от одиночества. По активным просьбам членов общества в 2012 г. мы создали, по-моему, единственный в Подмосковье устный журнал. Он называется «Корвет ВОИ», Корвет – это королёвские ветераны Всероссийского общества инвалидов. С популярными артистами, конечно, ничего не получилось. Как и всё сейчас, эта сфера требует финансовых затрат. Зато много талантов нашёл рядом, среди членов «Корвета». Кто-то вызвался выступать сам. Многие и не подозревали, что в них горит искра Божия. Люди, как правило, о ней и не подозревали. Всю жизнь они учились, работали, воспитывали детей. Я нашёл стимул: «Кто выступит со сцены, тот получит возможность участвовать в выставках, экскурсионных поездках!». И мои инвалиды начали раскрываться – и петь, и декламировать, писать стихи. Программы получаются интересными, зрителей всегда много. И наша жизнь стала более радостной, насыщенной.

В январе 2018 г. мы отпраздновали 5-летие журнала «Корвет ВОИ» и его 45-й выпуск. Наш журнал стал средством реабилитации для людей, много и напряжённо работавших для страны. Ведь девиз общества инвалидов – «Вместе мы сможем больше».