18 Декабря Вторник
− 10,4 C, Пасмурно

Центр управления полётами: Евпатория – Королёв

21 Ноября 2018 10 минут Автор: Владимир Ломакин
В ноябре 1945 г. на заводе № 88 в подмосковном Калининграде (ныне знаменитый город Королёв) было создано Специальное конструкторское бюро, в задачи которого входило изучение немецкой

В ноябре 1945 г. на заводе № 88 в подмосковном Калининграде (ныне знаменитый город Королёв) было создано Специальное конструкторское бюро, в задачи которого входило изучение немецкой ракетной техники, сбор, систематизация и анализ технической документации.

В 1946 г. в СССР начали создавать собственную ракетостроительную испытательную и производственную базу. Центром нового направления промышленности стал Калининград – здесь, по Постановлению Совета министров СССР № 1017-419сс от 13.05.1946 «Вопросы реактивного вооружения», подписанного лично Сталиным, на базе артиллерийского завода № 88 был образован научно-исследовательский институт № 88 – НИИ-88, ныне ФГУП Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш).

В его стенах были разработаны и созданы первые баллистические ракеты, здесь начинали свою деятельность ныне известные стране и миру конструкторы ракетно-космической техники: С.П. Королёв, М.К. Янгель, А.М. Исаев, В.П. Макеев, А.Н. Бабакин, М.С. Рязанский и многие другие. В НИИ-88 С.П. Королёвым была разработана знаменитая «семёрка» – межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, на основе которой впоследствии были сделаны серии ракет-носителей, которые вывели в космос первый искусственный спутник Земли и первый пилотируемый космический корабль с Юрием Гагариным на борту.

Из состава института впоследствии выделились такие известные предприятия, как ОКБ-1 (ныне ПАО РКК «Энергия» имени С.П. Королёва»), ОАО «Композит», ОА «НПО Измерительной техники», КБ химического машиностроения имени А.М. Исаева. По мере расширения тематических задач, решаемых НИИ-88, из состава сотрудников института создавались группы конструкторов и учёных, которые откомандировывались на другие предприятия в разных районах СССР для создания на их базе новых ракетно-космических производств. Так были созданы Ракетно-космический центр «Прогресс» в Самаре, Государственный ракетный центр имени В.П. Макеева в Миассе и многие другие.

12 апреля 2001 г., в День космонавтики, город Королёв, в соответствии с указом, подписанным президентом Российской Федерации В.В. Путиным, стал первым наукоградом Российской Федерации. Всемирную известность городу принесла деятельность С.П. Королёва и его соратников – основоположников практической космонавтики. Процесс создания основ космической промышленности происходил в обстановке строгой секретности, Калининград в те времена был закрытым городом.

Что такое ЦУП и как он создавался

В общепринятом понимании Центр управления космическими полётами (ЦУП) представляется обывателю в виде картинки с экранов телевизоров: огромный зал управления, где операторы осуществляют связь с космическим кораблем. На самом деле это сложный, многофункциональный технический комплекс, в состав которого входят разнообразные подразделения, решающие определённые задачи – баллистика, навигация, телеметрия и т.д.

Но в 1950-х гг. история города Калининграда могла пойти иным путём. В 1955 г. руководителем ЦАКБ был назначен академик Анатолий Петрович Александров, будущий президент Академии наук СССР. Он собирался в ЦНИИ-58 на базе ЦАКБ и опытного производства делать атомные реакторы, артиллерийская тематика была полностью закрыта.

Но в правительстве кто-то спохватился – рядом с Калининградом расположен стратегический канал, питающий водой Москву, и строить здесь «грязное» производство было нельзя. А.П. Александров ушёл, В.Г. Грабина восстановили в должности директора, но новых разработок по артиллерийской тематике практически не проводилось.

В НИИ-88 в это время, в отделе Ивана Ивановича Уткина, занимались разработкой бортовых, стендовых систем, обработкой телеметрии. Именно в обработке телеметрической информации с борта космических аппаратов (КА) сотрудники отдела добились значимых результатов в отечественной технике – создали под руководством Альберта Васильевича Милицина специализированную вычислительную машину, решавшую эту задачу.

2_CUP.jpg

Главная оперативная группа и технические специалисты ЦУПа в день окончания полета "Союз - Аполлон"

Как тогда действовала телеметрия? С экранов, транслировавших информацию от бортовых систем космического летательного аппарата, делался фотографический снимок, затем линейками и циркулями на этих снимках в миллиметрах замерялись параметры, умножались на коэффициенты – так шла расшифровка полученной информации. Это было долго, неудобно и неточно.

В отделе была создана ЭВМ, которая сама обрабатывала всю полученную информацию и выдавала конечный результат в наглядном виде на графическом устройстве. Это было изобретение, на базе которого впоследствии было создано ещё несколько устройств.

В 1960 г. в НИИ-88 по инициативе директора Георгия Александровича Тюлина был создан вычислительный центр под руководством Михаила Александровича Казанского, специалисты которого занимались баллистическими расчётами в интересах института. Костяк нового подразделения составили бывшие сотрудники НИИ-4, имевшие опыт работы по баллистическому обеспечению космических полётов – Бажинов, Коликов и другие. Вскоре эта группа завоевала авторитет, и все баллистические расчёты космических полётов далее велись одновременно из трёх центров, на разных машинах и по разным программам. Такой принцип работы сохраняется до сих пор.

Затем Г.А. Тюлин выдвинул идею создания информационного центра для высшего руководства государства, чтобы можно было получать данные о ходе испытаний, не вылетая на космодром Байконур и в Евпаторию, где в то время находился Центр дальней космической связи и откуда происходил процесс управления полётами. Необходимо было снабдить соответствующим оборудованием зал вычислительного центра, который тогда называли залом отображения информации. Эту задачу решил уже новый директор НИИ-88 Юрий Александрович Мозжорин, который стоял буквально за спинами конструкторов-разработчиков из ЦКБ «Геофизика», которые разрабатывали устройства, и вникал в каждую деталь.

В результате был построен специальный зал с системой отображения информации на трёх экранах, на которые выводились данные и чертилась траектория полёта. Вскоре зал отображения стал привычным местом для членов ЦК КПСС, Военно-промышленной комиссии, Совета министров СССР и Дмитрия Фёдоровича Устинова, который активно содействовал созданию такого центра. Субординация была такая: раз в информационный центр едет Д.Ф. Устинов, то остальные едут с ним в первых лицах.

Бывало, что во время сеансов неожиданно отключалась связь, происходили неполадки с передачей картинки со стартовой площадки и т.п. Однажды, во время очередного испытания, когда на старте взорвалась ракета и надолго прекратилась связь, Д.Ф. Устинов, всесильный секретарь ЦК КПСС, хлопнул ладонью по столу и сказал: «Строить центр управления будем здесь!» Таким образом, была поставлена задача строительства Координационно-вычислительного центра (КВЦ) с прицелом на создание Центра управления полётами.

Начальником КВЦ был назначен А.В. Милицин. Так в 1965 г. на территории НИИ-88 появился КВЦ. Надо сказать, что эта идея не встретила одобрения со стороны Главного конструктора, Сергей Павлович Королёв сказал буквально следующее: «Не хочу, чтобы начальство смотрело мне в затылок».

Тем не менее, идея понравилась в верхах.

Было много вариантов устройства операторского зала, вплоть до выполнения его в виде планетария, но остановились на двухуровневой схеме, чтобы руководство видело всю картинку, и в тоже время не влияло на работу операторов. Не было опыта устройства подобных центров с наглядной системой отображения информации, сведения собирались по крупицам – в США эти работы были строго засекречены.

Тем не менее, в результате в НИИ-88 пошли по правильному пути и создали современный Центр. Это потребовало колоссальнейших усилий. Что такое ВЦ? Это связь, вычислительная техника и средства отображения информации. И если по первым двум позициям оборудование можно было найти в СССР, то комплексных систем отображения в стране не делал никто в 1960-х годах!

В 1970 г. КВЦ, оснащённый самой передовой на то время техникой, был сдан в эксплуатацию. Когда в 1972 г. начались переговоры по программе совместного советско-американского полёта «Союз-Аполлон», встал вопрос о советском ЦУПе. В то время на Крым, на Евпаторию замыкались все линии связи, поэтому военные и главные конструкторы упорно не рассматривали КВЦ в качестве основного центра. Борис Евсеевич Черток был ярым противником строительства ЦУПа в Калининграде ввиду отсутствия надёжной линии связи. Нужна была своя на направлении Москва-Симферополь.

Вопрос разрешил А.В. Милицин: он добился решения закупить японскую радиорелейную линию связи на направлении Симферополь-Москва, и дело сдвинулось, Калининградский КВЦ получил реальную возможность претендовать на роль ЦУПа. Специалисты по управлению полётом от НПО «Энергия» (ныне ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королёва») одобрили идею.

ЭПАС – первая международная программа в космосе

Первая подготовительная встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых КА прошла в Москве в октябре 1970 г. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости оборудования. Практическое начало проекту ЭПАС – экспериментальный полёт «Союз – Аполлон» – было положено 6 апреля 1972 г., когда по результатам встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США был подписан итоговый документ.

В мае того же года в Москве председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным и президентом США Р. Никсоном было подписано Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Одним из пунктов Соглашения предусматривалось проведение экспериментального полёта КА двух стран со стыковкой и взаимным переходом из корабля в корабль космонавтов и астронавтов в 1975 г.

Весной 1973 г. были утверждены составы экипажей кораблей ЭПАС. В основной экипаж «Аполлона» вошли Томас Стаффорд, Вэнс Брандт и Дональд Слейтон, их дублёрами были назначены Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Основной экипаж «Союза-19» составили Алексей Леонов и Валерий Кубасов, дублирующий экипаж – Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников.

Ekipaz.jpg

Экипажи космических кораблей "Союз" и "Аполлон"

Для обеспечения выполнения программы ЭПАС в ЦУП ЦНИИмаш разрешалось допустить американских специалистов, участвующих в проведении совместных тренировок и управлению полётом кораблей. С этой целью на территории ЦНИИмаш было одобрено строительство специальной пристройки и отдельного въезда во внутренний дворик.

Когда американскую делегацию привезли в ЦУП ЦНИИмаш для ознакомления с Центром, они были поражены – всё придирчиво осматривали, заглядывали в системные шкафы, смотрели монтаж оборудования. И когда иностранные специалисты увидели Главный зал управления и поработали на пультах операторов, решение о Центре управления из КВЦ ЦНИИмаш было окончательно принято. В город Калининград стали приезжать иностранные специалисты, и это решение повлекло за собой серьёзные изменения в его дальнейшей судьбе: если раньше он был закрытым, строго засекреченным объектом, то с тех пор его статус изменился, завеса секретности была несколько приподнята.

Поэтому полёт по программе «Союз-Аполлон» с того времени называют не иначе как «Ледоколом “холодной войны”». О Калининграде стали говорить как об одной из мировых столиц космонавтики. 17 июля 1975 г. исторический полёт по программе ЭПАС состоялся, символическое рукопожатие состоялось на околоземной орбите над Эльбой, где в 1945 г. встретились советские и американские войска. Так была открыта новая страница в международном сотрудничестве по мирному освоению космического пространства.

На космической вахте

В дальнейшем в ЦНИИмаш был построен ещё один ЦУП – для обеспечения полёта орбитального корабля «Буран», с возможностями для последующего развития. Сейчас из него происходит процесс управления российским сегментом Международной космической станции (РС МКС). ЦУП находится на очень хорошем техническом уровне, потому как принципы, заложенные при проектировании и строительстве КВЦ-ЦУПа, настолько универсальны, что до сих пор позволяют ему работать без кардинальных изменений.

Исторически сложились два понятия, две структуры ЦУПа: Главная оперативная группа управления (ГОГУ) и собственно ЦУП – техника, люди, которые принимают информацию с борта, обрабатывают её, проводят автоматизированный анализ и предоставляют результаты управленцам. То же самое касается и баллистико-навигационного обеспечения. ГОГУ – это представители предприятий–разработчиков космической техники, профессиональные управленцы.

Все баллистические расчёты, приём телеметрии, автоматизированную обработку информации, передачу команд и прочее, прочее, прочее – осуществляет коллектив, носящий гордое имя – Центр управления полётами ЦНИИ машиностроения.

В настоящее время из ЦУП ЦНИИмаш осуществляется управление полётами всех отечественных пилотируемых кораблей и орбитальных станций, группировок КА научного и социально-экономического назначения. Кроме того, ЦУП выполняет важную задачу патриотического воспитания подрастающего поколения, здесь постоянно проходят экскурсии и дистанционные мастер-классы со школьниками и студентами со всей России.