19 Декабря Среда
− 10,4 C, Пасмурно

«Железная леди» из Высоковска

В 1933 г. была создана первая в Советском Союзе женская тракторная бригада, которую организовала Прасковья Никитична Ангелина, впоследствии дважды Герой Социалистического Труда.

В 1933 г. была создана первая в Советском Союзе женская тракторная бригада, которую организовала Прасковья Никитична Ангелина, впоследствии дважды Герой Социалистического Труда. В 1938 г. она обратилась с призывом к советским женщинам: «Сто тысяч подруг – на трактор!». На призыв Ангелиной откликнулись двести тысяч женщин.

По примеру Прасковьи Ангелиной

Теперь события тех лет кажутся уже давно ушедшими в историю. Между тем, историю и славу любой страны и региона вершат люди. На многовековом пути Подмосковья таких людей были десятки тысяч, незаметных и ярких, забытых и тех, кого помнят и чтят потомки.

В списке передовиков есть и высоковская трактористка Анастасия Тихомирова (Прасолова), получившая в 1948 г. за свой труд звание Героя Социалистического Труда. Было ей тогда всего 28 лет.

Анастасия Павловна Тихомирова (1920–1979) родилась в деревне Кондырино Высоковского, а ныне – Клинского района Московской области. Окончив семилетнюю школу, начала трудовой путь в 1934 г. на стекольном заводе в городе Клин Московской области.

В 1939 г., когда Анастасии было 19 лет, она решила стать трактористкой. Пришла на работу в Высоковскую машинно-тракторную станцию (МТС) и стала одной из первых девушек-трактористок в Московской области, возглавив женскую тракторную бригаду, состоящую из девушек 16–20 лет. По её воспоминаниям, техники было мало, но и трактористов не хватало. В своих силах Анастасия сначала сомневалась, но тут руководство МТС отправило её на слёт молодых хлеборобов в Москву.

– На слёте перед нами выступила Прасковья Ангелина – одна из первых девушек в нашей стране, ставшая трактористкой, – делилась воспоминаниями Анастасия Павловна. – Её пламенная речь убедила меня в собственных силах. Я твёрдо решила стать сельским механизатором. Девушкам, таким, как я, становилась послушной техника1.

С началом Великой Отечественной войны, когда из сёл и деревень мужчины ушли на фронт, оставшиеся без мужей, сыновей и отцов женщины сели на трактора и встали за штурвалы комбайнов. Они растили хлеб, обрабатывали поля, осваивали мужские профессии, даже не ведая о том, что совершают самый настоящий трудовой подвиг.

Спасение старенького «Фордзона»

О начале войны Анастасия с подругами узнала в Клину, когда вернулась из поездки в Москву. Первые военные месяцы работа в МТС шла по-старому: готовились к уборке урожая, ремонтируя жатки и косилки. Затем, по мере приближения линии фронта к Москве, сельскохозяйственную технику начали готовить к эвакуации.

2_Fordzon.jpg

– Когда мы эвакуировали последние тракторы и молотилки, у нас ещё оставался старенький «фордзончик», как шутливо называли его, – вспоминала Анастасия Павловна. – Давно списанный и годный разве только выполнять роль движка для кинопередвижки в мирное время. Он стал нашей боевой техникой в дни войны: на нём мы до последнего дня продолжали обмолачивать хлеб. Но пришла пора расставания и с ним. Жалко было ломать его. Загнали мы этот трактор в овраг, поснимали с него все ценные части и тщательно замаскировали.

Мы верили, что фашистам долго не бывать у стен Москвы, что вернёмся на родную землю очень скоро2.

В конце ноября фашисты захватили Клин и Высоковск. Через три недели советские войска освободили оба города и Клинский район от захватчиков. Анастасия Павловна рассказывала:

– Возвратившись, мы сразу же принялись восстанавливать МТС, её хозяйственные постройки. Но потом мне нашлось и другое дело. Вместе с Владимиром Корзинкиным, который по состоянию здоровья не мог находиться в армии, стали мы собирать трофеи, осматривать полусгоревшие фашистские танки, огромное количество которых было разбросано по всем полям района. Забирали инструмент, нехватку которого мы очень остро ощущали, снимали целые части машин, гусеницы. Если находили горючее, то сливали и его. Вспомнили мы с Володей Корзинкиным и про спрятанный трактор и притащили его в наши боксы, отремонтировали, поставили в одном из сараев и стали обмолачивать им спрятанный по осени хлеб3.

В советских МТС «Фордзон-Путиловец» использовался для работы с двухкорпусным плугом и другими прицепными сельхозмашинами. В качестве топлива служил керосин. Из-за своей дешевизны на задних колесах отсутствовали крылья, из-за чего комья грязи забрызгивали тракториста, а при работе на склонах колёса могли нанести ему травму. Требовала постоянного внимания система зажигания, которая без тщательной наладки и бережного ухода быстро выходила из строя. Тем не менее, именно с этого трактора когда-то началась подлинная история советского тракторостроения.

Бригада трактористок

Директор Высоковской МТС Прохор Степанович Конониров зимой 1942 г. предложил создать женскую бригаду трактористок из ровесниц Анастасии и девушек помладше. Днём будущие трактористки трудились, а вечером учились работе на тракторе. Опыт Тихомировой отмечал начальник политотдела Высоковской МТС Кузнецов – уже тогда она была одним из лучших трактористов по части экономии ГСМ и обучала других приёмам своей работы4.

5_Vysokovsk.jpg

А.П. Тихомирова и ее трактор

Анастасия Тихомирова вместе с другими юношами и девушками занималась поиском разбитых и разукомплектованных тракторов не только по району, но и даже по Московской и соседней, Тверской, областям. Весеннюю посевную 1942 г. возглавляемая А.П. Тихомировой комсомольско-молодёжная тракторная бригада провела в трудных условиях при дефиците посевного материала. Вместе с тем, за зиму удалось собрать и отремонтировать порядка 30 машин. К тому времени, когда были собраны тракторы, на курсах подготовили молодых трактористок. Из этого первого выпуска была организована первая женская тракторная бригада, которую и возглавила Анастасия. Среди её трактористок трудились Рената Рябчикова, Тоня Лескова, Клавдия Новикова. В бригаде Тихомировой было правило: никто не уходит отдыхать до тех пор, пока все тракторы не будут готовы к следующему дню. Девушки ремонтировали технику и ночью, при свете факелов, ухаживали за своими машинами.

– Бережливое отношение к машинам давало свои результаты, – рассказывала Анастасия Павловна. – Например, в других бригадах подшипники перетягивали через каждые 10 га вспашки, а у нас – через 100 га. Мы своими руками реставрировали мелкие детали, старались как можно больше экономить горючее5.

Трактористки не только пахали, но и сеяли, бороновали, вносили удобрения, обрабатывали картофель, капусту, морковь, заготовляли корма. Тяжёлый труд был вознаграждён отличным урожаем. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования машинно-тракторных станций за 1942 год ВЦСПС, Наркомзём СССР и Политуправление Наркомзёма СССР признали победителем и присвоили звание «Лучшая МТС Советского Союза» Высоковской МТС Московской области. Коллективу МТС было вручено Красное знамя и премия6.

Мирная жизнь

В послевоенное время Высоковская МТС входила в Северо-Западное управление по Московской области, имела 57-й порядковый номер (из 108 подмосковных МТС) 9-й зональной группы7. Бригада А.П. Тихомировой в годы IV пятилетки (1946–1950 гг.) – восстановления и развития народного хозяйства, включилась в соревновательное движение «тысячников» – вспахать одну тысячу гектаров мягкой пахоты на каждый 15-сильный трактор при норме 275 гектаров. По итогам работы в 1947 г. в обслуживаемом бригадой Тихомировой колхозе «Тимонино» был получен урожай пшеницы 24,7 центнера с гектара на площади 72,5 гектара и ржи 24,7 центнера с гектара на площади 126 гектаров, что позволило колхозу, первому в Московской области, рассчитаться с государством по сдаче продуктов сельского хозяйства. В том же 1947 г. о работе МТС и колхозов Высоковского района на киностудии «ЦСДФ» был снят документальный фильм «В передовых колхозах», хранящийся ныне в фондах Красногорского архива кинофотодокументов, в котором запечатлена первая женская тракторная бригада Подмосковья.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1948 г. за получение высоких урожаев пшеницы и ржи в 1947 г. Анастасии Павловне Тихомировой присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»8. В марте 1949 г. она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

1_Vysokovsk.jpg

А.П. Тихомирова. Конец 1960-х гг.

Как писал классик, «большое видится на расстоянии». Глядя в прошлое из дней сегодняшних, всё отчётливее видятся масштабы подвигов советских тружеников сельского хозяйства 1930–50-х гг. Что представлял собой трактор того времени? Это была машина, практически на 100 % состоящая из чугуна и стали (стёкла использовались лишь в контрольных и световых приборах), с двигателем, работающим на керосине и запускаемом «кривым стартёром», с динамо-машиной вместо генератора и рулевым управлением без каких-либо усилителей. Сегодня, в век компьютеров и автоматов, трудно представить, как в трескучие морозы или летнюю жару женские руки заводили те примитивные колёсные трактора. Вместо привычных колёсных дисков с шинами на них устанавливались металлические колёса с шипами-грунтозацепами треугольной формы, напоминавшими топоры. Трактора с грунтозацепами на колёсах ездили исключительно по колхозным полям и просёлкам – им было запрещено выезжать на автомобильные дороги общего пользования (коих, впрочем, в те годы было немного), так как их шипы, подобно танковым тракам, разрушали асфальтовое покрытие. Никакой эргономики и удобств на рабочем месте тракториста не было, мало того, ввиду отсутствия выхлопной системы и глушителя ему нередко приходилось дышать ядовитыми парами отработанного горючего. Форменной одеждой служила промасленная телогрейка, а обувью – кирзовые сапоги. С учётом этого, следует отдать должное уровню мастерства трактористов (особенно женщин) которые ставили на своих «железных конях» трудовые рекорды.

Сама Анастасия Павловна так вспоминала трудные послевоенные годы:

– У нас был полевой стан. Работали в две смены. Одна смена на тракторах, другая отдыхает в вагончике-времянке в поле. Костёр, песни, мечты. Прямо от костра снова на трактор. Так целыми неделями и жили в поле9.

Трактора на заводе комплектовались простым набором инструментов и принадлежностей. Так, например, в заводской набор «Универсала» входили молоток и порядка 10 разных ключей, в том числе – газовый10. Как правило, трактористы умели сами обслуживать и ремонтировать свои машины. Зачастую из-за невозможности вызова техпомощи и ремонта в МТС, они устраняли неисправность прямо в поле и затем отправлялись дальше по маршруту. Да и ремонтных зон в современном понимании, равно как и отапливаемых гаражных боксов, в МТС не было – трактора хранились под открытыми навесами или в деревянных сараях, где и производился их ремонт11.

В 1957 г. Высоковский район был упразднён, а его территория отошла к Клинскому району. МТС просуществовали в СССР до 1958–1959 гг., впоследствии сельскохозяйственная техника была передана непосредственно колхозам и совхозам. Высоковская МТС в 1959 г. была реорганизована в совхоз «Дружба», где и продолжила свою трудовую деятельность А.П. Тихомирова в качестве главного механика 2-го отделения, которое находилось в селе Селинское Клинского района12. В 1953–1957 гг. она представляла высоковчан в законодательных структурах как депутат Московского областного Совета депутатов трудящихся 4-го созыва.

За рулём сельхозтехники Анастасия Павловна отработала почти 40 лет и освоила практически все тракторы, состоявшие на службе подмосковных МТС и совхозов в то время – «Фордзон-Путиловец», «Универсал», СХТЗ 15/30, «Сталинец», ДТ-20, «Беларусь», «Кировец», Т-150К и др. До последних дней своей жизни она работала в клинском совхозе «Дружба», продолжая обучать девушек вождению и техническому обслуживанию тракторной техники.

В 1997 г. совхоз «Дружба», уже как АОЗТ, прекратил существование.

Почти все трактора из эпохи первых пятилеток по истечении срока службы централизованно отправлялись на переплавку. Те же, что дошли до наших дней, как правило, установлены на постаментах в качестве памятников в разных регионах страны или находятся в музеях и частных коллекциях. Им довелось нести службу на смене эпох, когда люди с лошадей пересаживались на машины. Подмосковные поля помнят былые битвы за урожаи и подвиги первых героев-трактористок.

Примечания:

  1. Прасолова А.П. Хлеб – фронту // Кузница Победы. Подвиг тыла в годы Великой Отеч. войны. Очерки и воспоминания. М., 1974. С. 349.
  2. Прасолова А.П. Указ. соч. С. 351.
  3. Прасолова А.П. Указ. соч. С. 351–352.
  4. Кузнецов С. Политотдел за работой: Опыт лучшей машинно-тракторной станции Советского Союза. М., 1943. С. 8.
  5. Прасолова А.П. Указ. соч. 354.
  6. «Известия» (газета) от 25.04.1943 г. С. 2.
  7. Справочник бригадира тракторной бригады Московской области. М., 1947. С. 246.
  8. «Правда» (газета) от 11.041948 г. С. 1.
  9. Кузьмичев В. Земля наша родная (О жизни и работе А.П. Прасоловой – механика Селинского отделения совхоза «Дружба» Клинского района, Героя Социалистического Труда) // Рассказы о героях (Сборник). М., 1972. С. 222.
  10. Правила технического ухода за тракторами «Универсал». М., 1944. С. 49.
  11. Свирщевский Б.С. Эксплуатация машинно-тракторного парка. М., 1950. С. 293.
  12. Кузьмичёв В. Указ. соч. С. 223.