23 Января Среда
− 11,8 C, Пасмурно

В коломенском Музее любимой игрушки появился новый экспонат

15 Октября 2018 459

Макет под коллекцию площадью почти 5 кв. м для Музея любимой игрушки соорудил директор Музея трамваев Андрей Мясников. В экспозиции также представлены заводные игрушки из наборов ж/д на колею 22,5 мм, которые выпускал Московский завод механической заводной игрушки (МЗМЗИ). Эти изделия были выполнены несколько грубее в сравнении с немецкими аналогами, но сегодня являются предметом коллекционирования. Железнодорожные наборы производства МЗМЗИ были гораздо дешевле немецких, продавались в игрушечных магазинах по всей территории СССР и для многих детишек стали первыми заветными игрушками.

Железные дороги для детей выпускали в России с начала 50-х гг. Сначала Московский завод Москабель открыл выпуск «Пионерской» ж/д – большой набор в масштабе 1/45. Однако по меркам тех лет эта игрушка была весьма недешевой, да и размеры ее не позволяли эксплуатировать это чудо электротехники в обычных советских квартирах. Поэтому такие наборы железной дороги были доступны лишь детям советской элиты, а обыкновенные школьники могли поиграть в нее разве что в некоторых домах пионеров и летних лагерях. К концу 60-х «Пионерка» и вовсе была снята с производства.

В те же 60-е годы в СССР начались поставки прецизионных миниатюрных железных дорог из ГДР. Они производились предприятиями ПИКО и Цойке (позднее Берлинен-ТТ-Банен) в трех масштабах – 1/87, 1/120 и 1/160 с шириной ж/д пути 16,5, 12 и 9 мм.

Однако, мало кто помнит, что первыми игрушечными железными дорогами, поставленными из ГДР были наборы, а также отдельные локомотивы и вагоны, производства предприятия «ФЕБ Металлваренфабрик Штадтильм». Железная дорога этого производителя была значительно крупнее, ее масштаб составлял 1/64, а ширина колеи рельсового пути равнялась 22,5 мм. Согласно международной классификации типоразмер такой дороги обозначался буквой «S», а в быту дорогу называли «Эска».

 

Фото trammuseum.ru