16 Сентября Понедельник
+ 11,5 C, Пасмурно

Зарайск: место, где хранят предания старины

20 Декабря 2018 217

С древнейших времён Зарайск стоял на страже рубежей Московского государства. История города связана со славными преданиями о принесении чудотворного образа Николы, наречённого Зарайским, о воинских подвигах защитников кремля и доблестных победах над иноземцами. Со временем вокруг древней крепости разросся процветающий город. К середине XIX в. Зарайск первенствовал в Рязанской губернии по числу купеческих капиталов.

Революционные события 1917 года не обошли Зарайск стороной: с приходом новой власти началось изъятие древних сокровищ из храмов и богатых дворянских усадеб. Среди хаоса первых революционных лет здесь в 1918 г. открылся художественный музей, началась деятельная работа по сохранению произведений искусства и памятников старины. Уже 100 лет Зарайский музей сберегает бесценные свидетельства славной истории Зарайской земли.

НВФ3742.jpg

Годы русской революции вызвали не только бурю социальных потрясений, слом общественных институтов, Гражданскую войну и трагедии миллионов людей. Это было время мощного подъёма новой культуры и – одновременно – осознания необходимости сохранения художественного наследия. По мнению многих идеологов большевизма, старое искусство было чуждо зарождавшейся «пролетарской» культуре. Тем не менее, стараниями наркома просвещения Луначарского, писателя Максима Горького, усилиями членов академической секции Наркомпроса, часто вопреки или при безразличии местных советов, в 1918 г. на местах начинают цивилизованное изъятие и сохранение художественных ценностей, благодаря которым удалось спасти значительную часть культурного наследия страны. Вовлечённые в этот процесс специалисты далеко не всегда разделяли большевистские взгляды, однако для них эта деятельность была и средством выживания, и надеждой на сохранение рушащегося на глазах мироустройства.

mzk-58.jpg

Уездному Зарайску повезло дважды: здесь было, что сохранять, и были люди, готовые самоотверженно этим заниматься. Ещё в 1917 г. по инициативе агронома Анатолия Васильевича Иванова в городе открыли Музей общества сельского хозяйства, коллекции которого потом легли в основу естественноисторического отдела. Накануне Первой мировой войны для наблюдения за реставрацией Никольского собора в Зарайск возвратился Константин Васильевич Морозов – сын зарайского купца, выпускник Московского археологического института им. Николая II. В 1918 г. именно Морозов возглавил новый музей.

mzk-59.jpg

В первые годы советской властью было создано более 160 новых музеев. На местах – при уездных отделах народного образования – были организованы подотделы охраны памятников. Специалисты, охваченные порывом спасти как можно больше, ещё не были поставлены в жёсткие рамки социалистической идейности. Вот как описаны современниками эти события: «Музейная деятельность в Зарайске и уезде началась с приезда в 1918 г. в Зарайск эмиссара Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины товарища Весельчакова, при содействии которого крупное музейное собрание в имении графини Келлер, на которое претендовала Губернская комиссия, было передано городу Зарайску для организации в нём Художественного и исторического музея. Богатые собрания фарфора, бронзы, гравюр и картин, мебели, шиться, оружия и библиотека имения, насчитывающая до трёх тысяч томов научной литературы и древних изящных изданий, легли в основу Зарайского художественного музея».

За несколько лет музейные сотрудники обследовали наиболее значимые дворянские усадьбы уезда: в музей поступили предметы из 27 имений, в том числе Кутайсовых, Комаро́вских, Гончаро́вых, Перле́, Богда́новых и Олсу́фьевых, Селива́новых. «Помимо изъятия из усадеб, пополнения в Зарайский музей шли путём поступления музейных предметов из складов Зарайского жилищного подотдела, в коих хранилось имущество, национализированное у местного купечества и капиталистов».

КП-6463 Открытое письмо. г. Зарайск. Екатериненская улица и Реальное училище._1.JpG

Зарайский музей открылся в доме № 84 на Екатерининской улице. Двухэтажный особняк в XIX в. принадлежал князю Алексею Волко́нскому, а затем – зарайскому городскому голове, члену Государственной думы Николаю Ивановичу Я́рцеву. Первого директора уездного музея Константина Васильевича Морозова в 1921 г. сменил Иван Петрович Перло́в.

Сами они так описали работу в те годы: «К 1921 г. в Зарайске имели вполне солидную постановку два музея: Художественно-Исторический и Естественно-Исторический с их громадными библиотеками и научными учреждениями. Закрепляя музейное дело, Умузе́й стремился создать в центре города культурно-исторический ансамбль памятников и музеев, для чего в 1921 г. в результате долгих усилий Умузе́ю удалось отстоять и получить древний Зарайский кремль и находящееся в нём двухэтажное здание бывшего Духовного училища для Уархи́ва и для новых отделов Умузе́я.

КП-12717 Колхозники в библиотеке им. Достоевского_ которая располагалась в доме Достоевских в д. Даровое. Запечатлены посетители би .JpG

 Отсюда началась деятельность по улучшению, упорядочению и неослабной заботе и поддержке местных культурно-исторических и художественных памятников, по упорядочению и систематизации коллекций музеев и расширению их отделов. Означенная работа, ведомая двумя переутомившимися, плохо обеспеченными материально работниками, – выполнялась добросовестно и по мере сил и возможности в условиях революционного времени». Тогда же в ведение музея передали Никольский собор в кремле, где сформировался церковно-исторический отдел, в котором удалось собрать богатейшую коллекцию древних икон и литурги́ческих предметов.

В 1923 г. по инициативе племянницы великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского Марии Александровны Ивано́вой в ведение Зарайского музея передали принадлежавшую семье усадьбу Дарово́е, которую признали «неприкосновенным памятником историко-художественного значения» благодаря поддержке председателя Президиума Моссовета Ка́менева и наркома просвещения Лунача́рского. Однако после смерти Ивановой, стараниями организатора московского музея Достоевского Веры Степановны Неча́евой, мемориальные предметы и архив были вывезены в Москву на Божедо́мку, а родовой усадебный дом заняла сельская библиотека. В состав Зарайского музея Дарово́е вернулось лишь спустя полвека. В 1924 г. Естественно-исторический и Художественно-исторический музеи объединили в один Музей истории, культуры и природы Зарайского края, который вскоре подчинили Рязанскому губернскому музею. С середины 1920-х гг. отношение Советского государства к музеям начинает меняться. На первый план выходят задачи сакрализации пролетарской революции и её главных героев, власть начинает рассматривать музеи как важный инструмент идеологической пропаганды.КП 10289.jpg

Процитируем постановление Президиума Зарайского уездного исполко́ма совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 3 февраля 1928 г.: «Предложить Зарайскому Краевому музею приступить к собиранию всех материалов и экспонатов, выявляющих результаты десятилетнего строительства Зарайского уезда по всем разрезам хозяйственно-экономической и культурно-политической работы, каковые хранить в Особом отделе “Историко-революционном и Советского строительства», продолжив эту работу в дальнейшем”». Рубеж 1920-х – 1930-х гг., отмеченный разгромом краеведческого движения и общим усилением идеологического давления на культуру, стал для Зарайского музея началом тяжелейшего периода. В 1936 г. его вывели из кремля в здание Троицкой церкви, где музей находился почти 80 лет. Часть уникального собрания приходилось хранить в сараях и сырых подвалах. Сотни предметов были переданы в другие музеи и библиотеки.

В начале 1950-х гг. это лишь один из сотен районных краеведческих музеев, который, тем не менее, плохо вписывался в установленные рамки. Исполком Мособлсовета решением 1953 г. «отмечает, что в работе краеведческих музеев области всё ещё имеется ряд недостатков. Экспозиция музеев Дмитровского, Серпуховского, Зарайского недостаточно показывает свой край, слабо отражает достижения промышленности и сельского хозяйства за годы Советской власти. В Зарайском музее продолжают преобладать экспонаты по дореволюционному прошлому, быту дворян и купечества, экспонируются разного рода безделушки».

Новый интерес к собранию Зарайского музея начинает пробуждаться только с середины 1970-хх гг. когда по инициативе Саввы Ямщико́ва в Государственном научно-исследовательском институте реставрации была проведена реставрация коллекции портретов Голи́цыных и Олсу́фьевых из имения Козло́во.

КП-6463 Открытое письмо. г. Зарайск. Екатериненская улица и Реальное училище._1.JpG

В 1964 г. в связи со 100-летием со дня рождения скульптора Анны Семёновны Голу́бкиной было принято решение об открытии в Зарайске мемориального музея. Дом Голубкиных находился на окраине старого города. Здесь она родилась. В этом доме она жила и работала в своей мастерской. Отсюда в возрасте 25 лет уехала учиться сначала в Москву, затем в Петербург и Париж. После того как ушли из жизни старшие члены семьи, а племянники Голубкиной покинули родной дом, в нём размещались различные учреждения и даже коммунальные квартиры. 12 октября 1974 г. в торжественной обстановке на втором этаже дома Голубкиных открылась первая небольшая экспозиция.

Спустя 11 лет, в 1985 г. решением Министерства культуры РСФСР Зарайский музей преобразовали из краеведческого в историко-художественный. Знаковой вехой стала первая в Зарайске выставка произведений члена-корреспондента Академии художеств СССР Фёдора Денисовича Константи́нова. После её окончания он передал в музей более тысячи своих гравюр. В эти годы состоялись первые выставки художников Владимира Сергеевича Пи́менова и Михаила Георгиевича Абаку́мова.

интерьер-37.jpg

Ещё на заре создания музея, в январе 1923 г., Перлов и Морозов сообщали в отдел по делам музеев Главнауки: «В Художественно-Историческом отделении музея никаких коллекций памятников первобытного человека и славянских древностей не имеется, и уездный музей озабочен для полноты коллекций получить таковые или из Рязанского музея, где таковые имеются в громадном количестве, или иного государственного музейного фонда, ибо до сих пор за всё время существования музея в Зарайскому уезде не производилось никаких археологических раскопок, производство коих уездный музей считает своей безусловной задачей в будущем…».

интерьер-34 (3).jpg

 На рубеже тысячелетий мир оказался потрясён богатством культурного слоя и уникальными произведениями древнего искусства Зарайской стоянки первобытного человека. Материалы, собранные сначала Александром Васильевичем Трусовым, а затем археологической экспедицией Института археологии Российской академии наук под руководством Хизри́ Амирха́новича Амирха́нова, стали одной из основ современного собрания музея.

интерьер-30.jpg

В 1998 г. Зарайский историко-художественный музей вновь получил статус государственного. Как никогда актуальна необходимость его возвращения в кремль. 11 августа 2013 г. состоялись торжества, посвящённые возвращению в Зарайск одной из главных ценностей города и музейного собрания – чудотворного образа Нико́лы Зара́йского. После долгого отсутствия святыня вернулась в те пределы, где, по преданию, великий святой хотел творить чудеса. Вслед за иконой в кремль вернулся музей.