Индустриальный туризм – новое направление в туристической отрасли, которое родилось из широкого интереса к истории зарождения и развития промышленности в России, а также из потребности не только рассмотреть, но и заглянуть внутрь старинных фабричных объектов.

Авторы проектов «МосПромАрт» и «Промпоезд» - Инна Крылова и Вадим Разумов

В Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей отметили день рождения проекта «МосПромАрт». Перед гостями с рассказом о поисках и исследованиях музейщиков и архитекторов, увлеченных индустриальной историей отечества, выступила Инна Крылова, ведущая московского проекта, которому в октябре исполнился год. Вадим Разумов, автор нового подмосковного туристско-исследовательского проекта «Промпоезд», рассказал про маршрут первой поездки по фабрикам Павловского Посада. Было объявлено, что подмосковный проект будет реализовываться при участии «МосПромАрт».

Большинство фабрик и заводов, строившихся 100, 150 и 200 лет назад, сегодня в Москве проходят реставрацию, модернизацию и преобразуются в лофты. По мнению Инны Крыловой, автора проекта «МосПромАрт», в Подмосковье первозданный вид индустриальных зданий, целые комплексы цехов и казарм, где жили рабочие, сохранен до наших дней. В некоторых из них до сих пор действуют уже современные производства, а в некоторых, построенных в царские времена зданиях-казармах (домах с коридорной системой и коммунальными кухнями) еще и сегодня живут семьи рабочих, которые трудятся на действующих предприятиях.

В этом убедились участники первого «Промпоезда», отправившегося 21 октября в Павловский Посад с Курского вокзала. Накануне путешествия Вадим Разумов, автор туристско-исследовательского проекта «Промпоезд», провел презентацию проекта в Музее и сообщил, что «Промпоезд» будет реализовываться совместно со специалистами московского проекта «МосПромАрт». В тот день первым пассажирам «Промпоезда» удалось посетить три фабрики, хотя в Павловском Посаде и окрестностях сохранено намного больше бывших мануфактур и фабрик.

Павловопосадская платочная мануфактура

Бывшее «Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» – практически целиком сохранившийся промышленный комплекс, в котором производство платков и шалей из шерсти, шелка и смесевых тканей составляет полный цикл – от ткацкого производства до готового изделия. Исключение составляет только получение пряжи – ее фабрика закупает. Весь старый промышленный комплекс выдержан в едином архитектурном стиле. Примерно в таком же стиле строились и другие фабрики на востоке Подмосковья. Не портят комплекс и появившиеся здесь позже некоторые постройки советского периода.

История мануфактуры начинается с середины 19 века. Корпуса из красного кирпича проектировали московские архитекторы П.М. Самарин, Д.В. Десятов и А.Н. Кнабе. Сегодня здания частично отреставрированы или отремонтированы и целиком сохранены. Только в одном из них стоят современные станки и работает ткацкий цех, в других зданиях действуют административные службы. Туристы поднялись по старинной чугунной лестнице на второй этаж в ткацкий цех. В пролете между вторым и третьим этажом сохранился с 1924 года живописный портрет Ленина высотой не менее трех метров. История гласит, что портрет был заказан после смерти вождя пролетариата рабочими мануфактуры, которые пожертвовали на него премиальные, полученные после работы в субботник.

Шелкоткацкая фабрика в Больших Дворах

В 19 веке наиболее активные крестьяне-кустари, занимавшиеся ткачеством, постепенно богатели и становились основателями предприятий. Так, большедворский крестьянин Сергей Илларионович Баранов в 1868 году получил разрешение на содержание промышленного заведения, а уже в 1891 году было создано семейное объединение «Торговый дом С. и Ф. Барановы». До революции это была шелкоткацкая фабрика, которой владели купцы Барановы. Теперь здесь действует льнокомбинат, который шьет школьную форму, выпускает шерстяные ткани, работает производственное объединение «Берег», специализирующееся на противопожарном оборудовании. Старые корпуса фабрики теперь пустуют, но в них многие архитектурные детали сохранены, включая даже уникальную спринклерную систему пожаротушения. В 2014 году здесь открылся музейно-выставочный комплекс «Княжий двор». В нем большая экспозиция посвящена истории шелкоткацкой фабрики.

Русско-французское анонимное общество

Местное население зовет этот комплекс индустриального прошлого просто: «Париж». В 1881 году было образовано крупное Анонимное общество франко-русских заводов, располагавшее основным капиталом в 12,5 миллиона франков. Среди учредителей присутствовали видные хлопчатобумажные фабриканты из Эльзаса (Ж. Баден, Г. и Р. Оффруа, Р. и Ж. Дуин, А. Шампен, Ф. Кайе, А. Мортье, А. Долофис и Г. Маршал). Коммерческим представителем общества в России, а также директором-распорядителем хлопчатобумажных предприятий был избран Л.Э. Келер-Кеслер, а техническим директором – Чеслав Яковлевич Бейн.

Бумагопрядильная и ткацкая фабрики Русско-французского анонимного акционерного общества, имевшие 60 000 веретен и 2000 ткацких станков, были открыты в Павловском Посаде в 1898 году. Сейчас это частные владения.

Завершилось путешествие участников первого Промпоезда по Павловскому Посаду посещением Музея истории русского платка и шали

Это интересно. На территории северо-востока Подмосковья в 19 веке началось бурное развитие мануфактурной промышленности. Скудная земля не могла прокормить местный народ, и здесь издревле развивались различные народные промыслы: изготавливали из глины посуду, занимались плетением, обжигали кирпич... Но самым древним промыслом было ткачество. К прядению и работе с веретеном учили в деревнях девочек с младых лет, как сегодня изучают азбуку. Прядение и ткачество долгое время было ручным трудом. В 19 веке, с развитием прогресса, в Подмосковье появились первые фабрики. А самые первые текстильные производства были в Павловском Посаде.

В 1717 году Петр Первый своим указом разрешает мануфактуры основывать частным лицам и сам основывает штофных и прочих шелковых парчей мануфактуру.

Текст: Жанна Ованесова. Фото: Сергей Кучаев

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте