Еркин Касенов: «Мы приветствуем инициативу наших экспериментаторов»

Прочитано 417 раз
Оценки:
(40 голосов)

Как мы уже сообщали, с 21 по 28 мая нынешнего года в подмосковном Музее-заповеднике «Мелихово» пройдет 17-й по счету Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна-2016». Одним из гостей фестиваля станет старейший в Республике Казахстан Государственный академический театр русской драмы им. М. Горького г. Астаны, который покажет интересную театральную версию повести А.П. Чехова «Черный монах».

История Русского театра драмы из Астаны берет свое начало с 1899 года. За прошедшее время старейший театр Казахстана прошёл и через все «прелести» смутных времен, меняя репертуар, труппу, режиссеров, и через все самое лучшее настоящей театральной жизни: громкие премьеры, творческий успех, смелые решения и зрительскую любовь. С 1959 года театр начал носить имя Максима Горького. Сегодня в репертуаре театра более двадцати спектаклей по произведениям Н. Гоголя, А. Чехова, М. Булгакова, А. Вампилова, Н. Птушкиной, Ф. Вебера, У. Шекспира, Т. Уильямса, К.Гольдони, Р. Баэра, А. Яблонской, и мн. других, и более 10 музыкальных спектаклей для детей. За свою многолетнюю историю театр неоднократно отмечался различными дипломами и наградами. В апреле 2007 года театр стал участником IX Международного фестиваля русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» в г. Санкт-Петербурге. Уже третий год театр участвует на Международном театральном фестивале «Сахнадан сәлем!», получая высшую оценку международного жюри. В этом году на суд зрителя была представлена постановка Й.Вайткуса по пьесе А.Яблонской «Язычники», ставшая фаворитом Фестиваля. Помимо участия в фестивалях театр принимает участие как в республиканских, так и международных проектах. В последние годы театр успешно сотрудничает с театрами России, Кыргызстана, Грузии, Литвы, Махачкалы и многими другими.

Премьера спектакля «Черный монах» состоялась 13 ноября 2015 г. Итальянский врач-психолог Чезар Ломброзо, автор книги «Гениальность и помешательство», утверждает - что все гениальные люди, несущие в себе этот божественный дар, в той или иной степени, имеют на себе печать проклятия в виде каких - либо психических отклонений и заболеваний. Так что же такое гениальность? Простое помешательство или всё-таки дар Божий? Антон Павлович Чехов тоже задавался этим вопросом на протяжении всей своей жизни, скромно относясь к своему удивительному дарованию писателя, говоря: «Сейчас меня называют гением, а через пять лет я буду всеми забыт». Герой его повести «Черный монах», Андрей Васильич Коврин, заразившись идеей Ломброзо, пытается насильственно создать в себе «искусственного гения», доведя себя до помешательства и взрастив в себе галлюцинацию в виде черного монаха, приходящего к нему и вынимающего из тайных уголков его души все сокровенные мысли и низменные желания... Думая, что получив сумасшествие, можно получить и гениальность. Увенчается ли этот эксперимент успехом или он потерпит полное фиаско? В этом предстоит разобраться зрителю...

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны

Член экспертного совета фестиваля театральный критик Александр Вислов считает, что «Черный монах» театра из Астаны - это весьма изобретательная и довольно глубокая интерпретация одного из самых сложных (в т.ч. с точки зрения сценического прочтения) произведений А.П. Чехова. Зрители «Мелиховской весны-2016» смогут увидеть этот интереснейший спектакль 25 мая в 19-00 на сцене Серпуховского музыкально-драматического театра. А сегодня директор Государственного академического театра русской драмы им. М.Горького Еркин Касенов рассказывает читателям о театре и спектакле.


Еркин Тлеугазинович, у вашего театра огромная, интересная история и, конечно, традиции. Какие из них вы считаете главными?

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны (Казахстан) следует своим главным принципам и идеям: возвращение на сцену истинной зрелищности, воспитание эстетических критериев зрителей, создание мира красоты и гармонии. Я уверен, что даже в это столь непростое время людям нужно искусство, ведь духовные корни не имеют права потеряться и исчезнуть, они нужны народу как воздух и свет.

Кто стоял у истоков вашего театра?

Нашему театру – 115 лет! Он был открыт в 1899 г. по «заявлению любителей драматического искусства». В 1939 году получает здание, в котором находится по сей день. У истоков театра стояли видные деятели театрального искусства, выходцы из РСФСР, окончившие театральные студии при театрах городов Омска, Томска, Петербурга (Ленинграда) и т.д.

Является ли Астана до сих пор театральным городом или с развитием телевидения интерес к театру постепенно угасает?

С развитием Астаны построены новые развлекательные комплексы для молодежи (клубы, дворцы спорта) и многое другое. Столичный житель живет насыщенной культурной жизнью, которую предлагает молодая столица. Но интерес к театру не угасает, напротив, зрителей становится больше. Спектакли посещают все: как зрелые состоявшиеся жители города, так и молодежь. Интерес, я думаю, вызван тем, что спектакли нашего театра тем или иным образом отвечают на жизненно важные вопросы, которые ставит перед собой любой человек. Наши спектакли, наши актеры покоряют своих поклонников искренностью и художественной правдой. Значит, есть у людей потребность приходить в театр, познавать его магию, сострадать, радоваться и смеяться, учиться любить жизнь в современном мире.

Каков процент заполняемости зала в вашем театре?

Заполняемость зала в дни премьер состовляет 100%. А в обычные дни – от 70% до 90%.

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны

В Астане кроме вас работают другие театры – драматические и музыкальные. Есть ли конкуренция между ними? Приходится ли вам учитывать этот фактор в своей работе?

Да, в Астане немало театров – драматических и музыкальных, балетных и оперных, детских и для молодежи. Естественно, нам приходится учитывать этот фактор в своей работе. И существует конкуренция между театрами. Это нормальное явление. Эту проблему мы решаем совместно с Художественным советом театра и стараемся правильно выстроить репертуарную стратегию. Театр ориентирован в своей программе на разные возрастные группы зрителей городского населения. И следует основным принципам, положенным в идею нашего столичного театра. Это – эстетизация театрального зрелища, преоделение сложившихся стереотипов, эксперименты постановочно-исполнительского искусства, сохранение традиций, сотрудничество с деятелями театральной культуры и искусства разных стран, воспитание эстетических критериев у молодого поколения через представление публике достижений мировой культуры, формирование своей зрительской аудитории.

Какая драматургия является основой вашего репертуара?

В репертуаре театра всегда ставились пьесы русских классиков, а также современных российских драматургов.Также ставятся произведения мировой драматургии, среди которых есть европейская и национальная.

Казахстан всегда был интернациональной республикой, а теперь и государством. Отразился ли этот факт на структуре репертуара?

Национальность драматурга для нас не главное. Главное, что выбранные пьесы для постановки должны отражать внутреннюю суть Человека. Ведь спектакли мы ставим ради Человека, говорим о Человеке, посвящаем Человеку!

Еркин Касенов

В вашем репертуаре представлены самые разные жанры: от классической драмы до легкой комедии положений. Какие спектакли пользуются наибольшей популярностью у публики?

По многим понятным на сегодняшний день причинам большим успехом пользуются комедии, идущие в нашем репертуаре. Зрители хотят «заряжаться» положительными эмоциями, так как современный темп жизни требует от них много душевных и физических сил. Но есть и другие зрители нашего театра, которые любят «разгадывать ребусы», позновать глубокие тайны человеческой души. Поэтому в нашем репертуаре есть даже постановки по пьесам авторов «театра абсурда».

В вашем репертуаре есть и остросоциальная современная пьеса. Принимает ли ее зритель?

Да, вы правы: в нашем репертуаре есть остросоциальные пьесы. Зрители принимают их с особой остротой и надеждой, и верят, что общечеловеческие ценности сегодня определяют нашу жизнь.

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны

Понимаю, что сегодня в вашей стране цензуры нет. Но все же существует ли какой-то контроль со стороны вышестоящих органов культуры над репертуаром столичного театра?

Вышестоящие органы культуры предлагают художественному руководству театра самому определять свою репертуарную политику. Они доверяют и приветствуют выбор пьес, которые отражает историю нашей страны, т.е. национальную драматургию. Имеются в виду пьесы казахстанских авторов, которые поднимают актуальные вопросы сложных человеческих взаимоотношений, волнующие людей любой национальности.

Кто входит в ваш режиссерский «пул»?

В наш режиссерский «пул» входят люди, которые работают на постоянной основе. Это наш главный режиссер театра Б. Парманов. Кроме того мы приглашаем на постановки известных режиссеров из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Литвы. Среди них есть и молодые режиссеры.

У вас интересная, своеобразная труппа. Выпускниками каких театральных учебных заведений являются ваши артисты?

У нас работают режиссер, художник и актеры, которые учились еще во времена Советского Союза. В Ленинграде учился наш главный режиссер, художник, актеры окончили театральные вузы Алматы, Ярославля, Москвы, Екатеринбурга, Бишкека, Астаны, Барнаула. Молодой состав актеров – это выпускники нашей столицы.

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны

Как живут в материальном плане ваши работники?

Городске власти выделяют театру места в общежитии, дают квартиры. Причем это касается не только творческого состава театра, но и работников технических цехов. Основной актерский состав помимо своей работы в театре, препоадют на театральном факультетете при Национальном Университете Искусств. Многие дают частные уроки по мастерству актера и сценической речи в школах, в частных театральных студиях. Наши артисты снимаются в телесериалах, работают на дубляже зарубежных фильмов.

В каждом театре есть свои «патриархи», через которых передаются традиции. Существует ли у вас преемственность поколений?

Как говорил великий Ф.Г.Лорка, что «Театр – это школа смеха и слез; это свободная трибуна, с которой должно обличать лживую и ветхую мораль, представляя через живые судьбы вечные законы сердца и души человеческой. Так пусть же над театром веет это слово – Искусство. А еще – Служение, Честность, Самоотречение и Любовь». Этот афоризм Г.Лорки полностью соответствует нашим и патриархам театра, хотя теперь их осталось очень мало. Это больно, горестно и обидно. Эти люди – живой пример для нашей театральной молодежи.

Судя по спектаклю «Черный монах», который вы покажете на Мелиховском международном театральном фестивале, в вашем театре приветствуются экспериментальные работы?

Великие произведения искусства подобно сноведению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Поэтому мы приветствуем инициативу наших экспериментаторов, их свежий, новый взгляд, и оригинальную трактовку драматургии. «Черный монах» - экспериментальная работа нашего театра. Эту работу осуществил актер театра Игорь Седин. В нашем театре он работает в качестве артиста около 20 лет. В 2013 году окончил Институт Культуры в г.Барнаул (Россия), факультет массовых представлений.

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны

«Черный монах» не так часто ставился на сценах театров России и республик бывшего СССР. Не было ли у вас колебаний при выборе этого материала?

Читателям известна повесть А.П.Чехова «Черных монах». Игорь Седин сделал свою инсцинировку. Ему хотелось через постановку поделиться своим взглядом и художественным решением, через спектакль привлечь зрителей к творчеству А.П.Чехова. При выборе этого материала у нас не было колебаний. Ведь сегодняшний зритель отличается невероятной терпимостью к экспериментам. Сейчас его трудно удивить или шокировать.

В вашем репертуаре есть еще и пьеса «Иванов». А вообще, часто ли появляются произведения А.П. Чехова в вашем репертуаре?

Да, в нашем репертуаре играется спектакль «Иванов». А ранее в нашем театре шли такие пьесы А.П. Чехова, как: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка»; водевили: «Медведь», «Предложение» и т.д.

А в других театрах вашей страны пьесы А.П. Чехова ставятся?

В Казахстане боле 60 театров. Из них - 19 русских театров. Есть и национальные театры драмы: корейский, уйгурский, узбекский, немецкий театры. В нашей стране проживает более 120 этнасов (диаспор). Каждый народ (этнос) говорит на своем языке, имеет свои общеобразовательные центры при Ассамблее Народов Казахстана. Государственным языком в стране является казахский, языком общения между народами – русский язык. И потому произведения А.Чехова переведены на языки народов, живущих в Казахстане. Пьесы А.Чехова ставятся фактически во всех театрах. Его пьесы будут интересны во все времена.

Удается ли театру ездить на гастроли по республике и за ее пределы?

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны регулярно выезжает на гастроли по Республике (два раза в год), а также за ее пределы: Гранада (Испания), Пекин (Китай), Санкт-Петербург , Саранск, Челябинск, Москва (Россия), Гомель (Белоруссия), Махачкала (Дагестан) и т.д.

Почему вы решили приехать на Мелиховский фестиваль?

Наш театр всегда готов к новым интересным проектам, чтобы открыть новые грани своей возможности! Нам интересно узнать мнение коллег о нашем спекаткле. И потому мы решили приехать на Мелиховский фестиваль. Тем более впервые!

Государственный академический театр русской драмы им.М.Горького г.Астаны

Беседу вел Павел Подкладов

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте

×

"Горизонты культуры"

Купить новый номер

Журнал Горизонты культуры