Максим Дунаевский: «Центр культуры перемещается в Подмосковье»

Прочитано 332 раз
Оценки:
(41 голосов)

Народный артист России Максим Дунаевский возглавляет Московскую областную филармонию. Должность художественного руководителя подарила ему простор для деятельности и возможность реализовывать самые яркие и необычные музыкальные проекты на лучших сценических площадках региона. Накануне открытия нового концертного сезона, он рассказал об ожидаемых в ближайшее время проектах филармонии, а также о своих музыкальных вкусах, об отношении к кино и театру.

Максим Исаакович, в чем отличие областной филармонии, которой вы руководите, от городской?

У областной филармонии есть своя специфика. Городская филармония — это всегда свой зал, куда приходит публика. Иногда приезжают гастролеры, иногда, наоборот, филармонические коллективы куда-то уезжают, но так или иначе из городских жителей формируется зритель. У нас же огромная территория, мы являемся филармонией региона, который равен средней европейской стране, — в этом сложность.

У нас пока нет своего зала, надеюсь, он когда-нибудь будет, я делаю все для этого. Хотя территория Подмосковья столь велика, что съезжаться туда будут только окрестности, из далеких районов будут приезжать не так часто. Тем не менее, филармонический зал, к которому будет проложена дорожка, должен быть. Вообще, сегодня центр культуры постепенно перемещается в Подмосковье, и не случайно здесь работают очень многие: я, Сергей Безруков, Нонна Гришаева, Игорь Бутман, Вячеслав Гордеев с его театром.

Мы идем туда, где создают условия, где ощутима настоящая помощь и, самое главное, неподдельное желание поднимать культуру.

Филармония работает и на московских площадках. 

Да, нам и здесь есть чем гордиться. Некоторые наши коллективы работают достаточно успешно. Многого не хватает в Москве, и мы заполняем эти пустоты. Благодаря этому я понял, что филармония должна представлять многожанровое предприятие музыкального искусства: от классики до джаза, от народной музыки до эстрады.

Кроме того, нужно постоянно работать со зрителем. Мы все время жалуемся, что люди интересуются только попсой низкого уровня. А ведь наш зритель был очень неплохо воспитан советской культурой, я бы сказал — системой культуры. Если мы все время об этом говорим, то надо действовать. Вот я и решил, что филармония нуждается в свежих силах и кадрах. Мы набрали в этом году очень много молодых артистов — около двадцати человек.


Расскажите о новых артистах.

В штат филармонии вошли молодые музыканты, которые могут работать в разных жанрах: начиная от оперы и кончая мюзиклом, опереттой, лучшими образцами эстрадной музыки — на все вкусы сегодняшней публики. Так это происходит и в других странах: в Америке, например, оперные певцы исполняют арии из мюзиклов и даже популярные песни. Важно, что это очень хорошо образованные музыканты!

С нами сейчас сотрудничают прекрасные оперные певцы, лауреаты международных конкурсов: Алина Яровая, Максим Сажин, Людмила Боталова, Павел Баранский, великолепная исполнительница народных песен Елизавета Антонова — ей всего 20 лет, но она потрясающе работает.

Солистами филармонии являются: один из лучших кларнетистов Артур Назиуллин, баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин. Кроме того, есть у нас и превосходные коллективы — ансамбль солистов «Эйфория», созданный Айдаром Гайнуллиным, джаз-бэнд под руководством заслуженных артистов России Андрея и Михаила Ивановых, в который входят лауреаты джазовых фестивалей, блистательные исполнители — певица Полина Орбах, саксофонист Денис Швытов и барабанщик Дмитрий Власенко.

Была проведена большая работа, и это сразу дало результат, даже неожиданно успешный: к нам пошла публика.

Районы Московской области стали активнее приглашать коллективы филармонии на концерты во дворцы культуры?

Да, увидев такое количество хороших артистов, увидев успех, стали чаще приглашать — ведь это очень важно! Одной рекламой не склонишь к сотрудничеству. Важнее, чтобы публика заинтересовалась. Если в каком-то подмосковном городе концерт прошел с большим успехом, зрители стояли на ушах, то тут же и слух распространяется, и нас начинают приглашать. Меня это очень радует.

Вы участвовали в Третьем международном фестивале Чайковского в Клину. Подразумевается, что на этом фестивале должна звучать классическая музыка. Но при этом в рамках фестиваля прошел и ваш гала-концерт «Дунаевский & Дунаевский». Как вы это прокомментируете?

Это пробный шаг. В ближайшее время мы планируем расширить состав нашего оркестра «Инструментальная капелла» до малого симфонического, тогда мы сможем полноценно выступить на фестивале с классическими программами. А в этом году в рамках фестиваля филармония провела два мероприятия — музыкальный спектакль «Сказки на ночь от Кая и Герды» и мой концерт, который собрал очень много публики. В концерте принял участие сводный оркестр из двух коллективов: «Инструментальной капеллы» и Одинцовского эстрадно-симфонического оркестра под руководством Андрея Балина, а также в этой программе выступили замечательные артисты, настоящие звезды — народные артисты России Лариса Долина и Дмитрий Харатьян, Ангелина Сергеева и, конечно, солисты филармонии.

Про ленту «Три мушкетера» Максим Дунаевский говорит: «Этот фильм сделал меня знаменитым». Телероман по книге Дюма оказался знаковым в биографии композитора, как для его отца Исаака Дунаевского фильм «Веселые ребята». Песни мушкетеров когда-то пела вся страна, да и сегодня Максиму Исааковичу, а также Ларисе Долиной, Дмитрию Харатьяну, Ангелине Сергеевой и другим артистам, которые исполняют проверенные временем хиты композитора, на концертах подпевает весь зрительный зал.

Но это было исключение из правил фестиваля, где должна звучать классика?

Я не считаю, что фестиваль — это однородное существование. Например, есть традиционные фестивали: Моцартовский фестиваль в Зальцбурге или оперный фестиваль Вагнера в Байройте, но и они разбавляются другими жанрами и другими авторами. Я думаю, что фестиваль должен быть наполнен яркими, интересными произведениями, которые могут быть и не связаны с именем Чайковского.

Какой ваш любимый жанр?

У меня нет никаких предпочтений: я люблю и оперу, и мюзикл, и оперетту, и симфоническую музыку. Главное, чтобы это было талантливо и ярко. Мне нравятся синтетические жанры — мюзикл, музыка в кино, киномюзикл. Здесь можно проявить себя как мело дист, как композитор, который понимает, что такое и популярная, и серьезная, академическая музыка.

Как у вас сейчас складывается работа в кино?

Плохо. На мой взгляд, в кино сейчас ничего интересного нет. Одна из моих последних работ — музыка к фильму «Про любовь» Владимира Бортко, замечательного режиссера. Сейчас снимается продолжение фильма «Зеленый фургон», я пишу для него музыку. Там обязательно будет петь Дмитрий Харатьян. Я не сторонник всякого продолжения, считаю, что у нас они, как правило, не получаются, но посмотрим.

Какие ваши мюзиклы идут сегодня на российской сцене?

В Москве идет несколько мюзиклов: «Мэри Поппинс», «Алые паруса», «Летучий корабль», «Аленький цветочек», в других городах России тоже ставятся спектакли. Например, в Оренбургском театре музыкальной комедии идут сразу два: «Аленький цветочек» и «Три мушкетера» (премьера — 6 октября). В театре «Буфф» в Санкт-Петербурге уже два года идет «Дневник авантюриста» по комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты», а в этом сезоне выходит трагический «Эзоп» (премьера — 15 сентября). Кроме того, в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-Холл» будет ставиться «Мэри Поппинс».

У вас был мюзикл «Саломея». Какова его судьба?

Я считаю, что это один из лучших моих мюзиклов. Это практически опера, даже не мюзикл. Он шел удачно, гастролировал за рубежом в конце 80-х — начале 90-х годов, но с тех пор он нигде не был поставлен, к сожалению. Я показывал этот мюзикл на Бродвее. Помню, что слушали серьезные продюсеры. Музыка им очень понравилась, но они решили, что мюзикл с финалом, в котором убивают пророка Иоанна, а потом и казнят Саломею, не может идти на Бродвее ни в коем случае. Нужно придумать какой-то светлый финал. Вы знаете, я не мог его придумать... Но замечательный режиссер Борис Мильграм, который ставил мои «Алые паруса» в Перми и получил за это «Золотую маску», очень хочет поставить «Саломею». И, кстати говоря, он придумал светлый финал. Не буду сейчас его рассказывать. Мне в голову не приходило, как эту трагедию можно закончить светлым финалом?! Оказалось, что можно.

У филармонии есть интересные проекты, связанные с театрами, например, с Мариинкой: хор имени Кожевникова несколько лет подряд принимал участие в Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, в ноябре прошлого года был большой концерт в Доме музыки с солистами Мариинского театра. 

В этом году мы постепенно отказываемся от таких проектов. Мы уже встали на рельсы самодостаточности. Да, мы сыграли с Мариинкой один концерт, а нам надо ехать дальше — в Подольск, в Зарайск. А как? Артистов Мариинского театра туда не повезешь. Зато у нас есть проект «Высокое искусство в малых городах Подмосковья», который был придуман в министерстве культуры Московской области. Сегодня мы реализуем этот проект совместно, и все наши амбициозные замыслы поддерживает министр культуры Московской области Оксана Валентиновна Косарева и первый заместитель министра Андрей Юрьевич Мурашов. Для участия в проекте мы приглашаем прославленные коллективы. В этом проекте уже выступал Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева. В этом году это будет Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, также планируем сотрудничество с Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Мы приглашаем мировую звезду — дирижера Василия Петренко. Будем давать концерты и в летний период — с 9 по 11 июня 2018 года у нас запланирован большой фестиваль в Зарайске. Мы не отказываемся от приглашения звезд, но и своих будем воспитывать.

Вы являетесь художественным руководителем филармонии уже два года. Стало ли назначение на эту должность неким поворотным моментом в судьбе?

Поворотным — вряд ли. Я многим руководил в этой жизни: оркестром, театром. Разумеется, филармония целой области — это совсем другое. Но опыт у меня есть, и главное здесь — определить цели, не сидеть на месте. Вот у меня есть своя собственная цель — это неизменное воспитание вкуса у публики и привлечение новой аудитории, в том числе детской. У нас ведь есть отдельные проекты для детей, это направление так и называется — «Детская филармония». Воспитание публики надо начинать с детей. Мой соавтор, поэт Наум Олев, остроумно сказал, что воспитание детей надо начинать с воспитания их дедушек. Но мы дедушек уже не будем воспитывать. А если вести речь о качестве, то, как говорил Толстой, для детей надо писать так же, как и для взрослых, только еще лучше. Мы не можем просто сказать: «Ходите на концерты». Надо привлекать публику на хорошую музыку. Это большая цель! Кажется, что она очень далека, однако вполне выполнима.

26 сентября состоялось открытие нового сезона Московской областной филармонии в городе Домодедово на сцене ДК «Мир». Что замечательного в этом концерте?

Главное, это показ молодых артистов — новых сил филармонии, и коллективы, которые уже давно в штате, — в обновленном варианте. Мы выходим в новый сезон с новым репертуаром, с новыми музыкальными идеями, молодыми исполнителями и обновленным оркестром — малым симфоническим оркестром Московской областной филармонии.

Беседовала Жанна Ованесова, подготовила Мария Тихомирова
Фото из Архива МОФ, Сергея Гордеева

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте