Прочитано 208 раз
Оценки:
(46 голосов)

В долгопрудненском театре «Город» в новом сезоне вышли сразу две премьеры в постановке режиссера Антона Преснова. К концу 2017 года в списке его планов также выпуск нового новогоднего шоу «Энгри Бердс. Спасти Новый Год», которое будет проходить на площадке Лофт Холл на Автозаводской в Москве. Спектакль должен выйти в новом современном формате с использованием пневмокукол.

С самого детства жизнь молодого режиссера и актера неразрывно связана с театром, в 12 лет он дебютировал на сцене Долгопрудненского театра «Город», звездой которого остается и по сей день. Немногим позже он освоил и профессию режиссера. Сегодня его постановки идут уже не только на родной сцене, но и на лучших театральных площадках Москвы. В качестве режиссера Антон работал в таких известных проектах-мюзиклах как «Чикаго», «Призрак Оперы» и «Бал Вампиров» международной театральной компании «Stage Entertainment».

В 2014 году в «Лужниках» с большим успехом прошла его постановка — ледовое арена-шоу «Волшебник страны ОZ». В интервью для журнала «Горизонты культуры» о своем режиссерском и актерском опыте рассказывает Антон Преснов.

 На репетиции мюзикла На репетиции мюзикла "Чикаго"


 - Антон, расскажите, как прошли премьеры двух ваших постановок в долгопрудненском театре – «Город мечты» и «Город мечты. Век ХХI». Оправдались ли ваши ожидания, как зрители приняли постановки?

- «Город мечты!» - это постановка для взрослых зрителей, и «Город мечты. Век XXI» - для детей. Это две разные пьесы, две разные истории. Но обе основаны на исторических фактах и воспоминаниях о городе. Во взрослом мы рассказываем о возникновении и развитии Долгопрудного через историю одной семьи, а в детском – взгляд из города будущего, в котором непременно будут помнить необыкновенную историю нашего города. Это, своего рода, эксперимент, настоящие документальные спектакли, основанные на реальной истории города Долгопрудного, который вырос из крошечного поселка Дирижаблестрой. Нам есть, чем гордиться, - в свое время наш город строил дирижабли для всей страны, здесь работал великий итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле. В 1957 году поселок превратился в город Долгопрудный. Сюжет затрагивает жизнь буквально каждого жителя города, это история о нас, наших родителях, дедах и прадедах – тех, кто строил и развивал город, и тех, кто живет в нем сегодня. Для создания этих проектов мы провели грандиозную работу: были изучены множество документальных хроник, писем, воспоминаний, монографий и документов из архива Долгопрудного. Реакция зрителей поразила меня своей искренностью: дети смотрели спектакль, затаив дыхание, некоторые пожилые люди плакали, узнавая в тех или иных моментах свою собственную жизнь. Для меня большая честь, что я стал режиссером этих спектаклей именно в год, когда наш город отмечает свое 60-летие.

Спектакль "Город мечты" Долгопрудненского театра "Город"

- Антон, вы родом из Долгопрудного, и городской театр для вас как второй дом. Именно здесь вы поняли, что свяжете жизнь с театром?

- Да. В первый раз я пришел сюда с моей бабушкой Розой. Она творческий человек, в детстве постоянно разучивала со мной детские стихи, песни, в четыре года, благодаря ей, я уже умел читать. Мы ходили на разные постановки театра «Город». Но уже тогда мне нравилось смотреть один и тот же спектакль несколько раз и находить различия в том, как играли актеры. Это как раз то, чем я сейчас занимаюсь: смотрю много раз один и тот же спектакль (смеется). А потом бабушка записала меня в театральную студию при «Городе». Так что долгопрудненский театр стал моим стартом в большой мир искусства.

- Вам повезло, в своем театре вы имеете уникальную возможность реализации.

- Сначала как актер, теперь как режиссер-постановщик в штате театра. В 2005 году я поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, учился в мастерской Сергея Васильевича Женовача. На втором курсе, в 2007 году, меня взяли в штат театра «Город» как актера. А уже в 2009 году я поставил здесь сразу несколько спектаклей. Один из них — «Не хочу быть собакой» — для самых маленьких зрителей. Другой — мюзикл «По щучьему велению» — это масштабный музыкальный проект с привлечением профессионалов: хореографа Олега Глушкова, работавшего над фильмом «Стиляги»; педагога по вокалу Аллы Куликовой — музыкального руководителя мюзиклов «Cats», «Mamma Mia», «Красавица и чудовище» и многих других.

Еще одна удачная работа — спектакль «Исповедь» по рассказам Антона Павловича Чехова, выполненный в необычном формате откровенного мужского разговора. Это моя постановка, где я теперь также и играю. Сначала ставил как режиссер, потом ввелся в спектакль. Совмещать довольно сложно: когда ставишь – ты создаешь мир, а когда играешь, то уже живешь в нем.

На сцене «Города» поставлен и детский спектакль «Муха-Цокотуха». Эта музыкальная постановка была признана лучшим спектаклем для детей в 2014-м на федеральном фестивале «Театральный Олимп» в Сочи. Сегодня это один из самых популярных детских спектаклей в Долгопрудном, и я счастлив, когда вижу, что некоторые дети приходят его смотреть во второй, третий, пятый раз...

Мюзикл "MAMMA MIA!". Фото unitravel.sk

- При всей увлеченности режиссурой, вы часто выступаете в качестве актера в театральных постановках.

- Стараюсь держать себя в актерской форме. Сейчас ролей и в театре немного, но было много всего сыграно. Играл когда-то в мюзикле «Тристан и Изольда», еще, когда учился. В спектакле «Много шума из ничего» по Шекспиру играл Клавдия. Исполнял много ролей в детских спектаклях.

Одна из моих любимых ролей – престарелый бухгалтер Кузьма Хирин в спектакле по рассказам Чехова «Юбилей», который и сейчас идет в театре «Город». Это очень острохарактерный персонаж: он такой нелепый, не расстается со счетами, все время ворчит под нос – обожаю эту роль! Я очень люблю Чехова, есть мечта поставить его еще...

Вообще, мне кажется, я острохарактерный артист. Вот роль Эрика Ларсена в «Загадочных вариациях» для меня первая серьезная роль, где я в непривычном для себя амплуа героя. С этим спектаклем мы весной ездили в Ростовскую область на международный фестиваль «Поговорим о любви». Это современная пьеса. Главное в работе над ней было выдержать грань дозволенного и не уйти туда, где некоторые вещи могли бы трактоваться неоднозначно. На фестивале нас очень хорошо приняли, зрители внимательно смотрели в течение всего спектакля, просто впитывали сюжет...

- У вас уже есть и успешный опыт работы в кино. Какая роль самая любимая, и снимаетесь ли сейчас?

- В кино последние несколько лет не снимаюсь, - времени нет, – хотя предложения поступают. Из ролей с большой любовью вспоминаю мою первую работу в кино - художественный фильм «Невинные создания» (2008 г. – ред.) по рассказам Аверченко. Мы было 18 лет, когда я в нем снимался. Это фильм для семейного просмотра, очень добрый. Режиссеры картины – Евгений Юликов и Юрий Бердников, кинокомпания «Русский медведь». Это фестивальное кино, мы с этим фильмом много поездили по России, по ближнему Зарубежью. На «Киношоке» в Анапе я получил приз за лучшую мужскую роль в этом фильме. Кстати, в нем же играл Юрий Александрович Кузнецов, и Ольга Хохлова. С ними мы до сих пор общаемся. После этого была еще одна большая роль в фильме режиссера Александра Панкратова «Путешествие автостопом». Там я сыграл хиппи Партайгеноссе. Фильм показывали по телеканалам «Россия1» и «Культура». Режиссер долго искал актера на эту роль, несколько лет, и нашел меня в базе Мосфильма, что вообще чудо! Представьте, сколько в базе Мосфильма актеров! Увидел какие-то странные фотографии лопоухого мальчика и вдруг решил, что я могу сыграть хиппи. Вызвал меня на пробы: я играл в парике, длинные волосы с хайратником – хипповской повязкой на голове. Мне вручили книжечку, чтобы я изучал сленг...

Мюзикл "Призрак Оперы". Фото wallpaperup.com

- Настоящий артист должен уметь меняться до неузнаваемости.

- Я поэтому и в профессию пошел, потому что в ней можно быть разным, узнавать что-то новое, меняться. Хотя работать в кино очень не просто. Для меня самое тяжелое – это ожидание в процессе съемки. 80 процентов смены ты должен сидеть и ждать. Поэтому работать в театре, репетировать, нравится больше. Но у меня есть киноагент, который сейчас очень страдает из-за моих регулярных отказов от ролей.

- А помните ваши первые впечатления от мюзикла? Ведь ваша творческая деятельность в большой степени связана именно с этим жанром.

- Мне нравится жанр мюзикла сам по себе. Это какая-то другая реальность, завораживающая, поглощающая. Впервые я увидел бродвейский мюзикл «Красавица и Чудовище» на сцене МДМ, когда учился на третьем курсе в ГИТИСе. Он меня просто захватил: живой оркестр, сумасшедшие декорации, огромный, живой мир! Мир, который я захотел сделать своим. Я удивлялся, что артисты и поют великолепно, и играют хорошо, и танцуют профессионально. А когда я узнал, что они дают по 30 спектаклей в месяц, меня это покорило.

Даже сейчас я ощущаю себя гостем в мюзикле. Конечно, необходимо иметь очень глубокую профессиональную основу, чтобы реализовываться в этом жанре. Я уверен, что в России необходимо развивать актерскую подготовку, ориентированную на работу именно в мюзикле. Нужно обучать синтетического артиста, способного координировать пение, движение, танец и достоверное, глубокое существование в предлагаемых обстоятельствах роли.

Что касается создания мюзиклов в России, то у нас должно быть свое видение. Многие истории, на основе которых создаются мюзиклы, основаны на русской классике: «Анна Каренина», «Преступление и наказание»... У наших артистов огромный потенциал — все зарубежные режиссеры музыкального театра, которые сюда приезжают, отмечают, что русские играют по-другому, наша отечественная школа актерской техники дает о себе знать. Ни в одной стране мира артисты не умеют так прожить роль на сцене.

Ледовое шоу «Волшебник страны OZ». Фото dev.ridus.ru

- В каких проектах компании Stage Entertainment, выводящей на российскую сцену лучшие мировые постановки, вы принимали участие?

- Во-первых, ледовое арена-шоу «Волшебник страны OZ», которое шло все новогодние каникулы в «Лужниках» три года назад. Эту постановку мы показали около 40 раз. Я работал над ней в качестве режиссера-постановщика, это не лицензионный спектакль, переработанный в русской версии, а совершенно самостоятельная постановка, которую мы создали сами, с нуля. Шоу проходило при участии знаменитого итальянского иллюзиониста Гаэтано Триджиано, который исполнял роль Волшебника. Он очень крутой иллюзионист, его называют европейским Дэвидом Копперфильдом. Но секрет его фокусов я рассказать не могу: мы все подписывали соглашение о неразглашении. В нынешнем сезоне в Москве шоу идти уже не будет, сейчас рассматриваются гастрольные версии — планируется возить спектакль по городам России и за рубеж.

Также на данный момент реализовано три лицензионных проекта компании, где я принимал участие. Первым стал «Чикаго», в котором участвовали такие звезды, как Филипп Киркоров, Лариса Долина, Анастасия Стоцкая. Потом был «Призрак Оперы» — шедевр, признанный во всем мире. Он шел два сезона, было сыграно более 600 спектаклей, которые в общей сложности посмотрели более миллиона зрителей. Это был самый большой успех компании. Последняя моя работа — мюзикл «Бал Вампиров». На сегодня этот спектакль был показан около 250 раз. До того как попасть на московскую сцену, постановка шла в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. В Москве «Бал вампиров» играли каждый день в течение восьми месяцев на сцене МДМ.

Сейчас я репетирую в нескольких других проектах. Я уже говорил о том, что считаю мюзикл — удивительным параллельным миром, другой реальностью. И это необыкновенное чувство, что ту другую, волшебную реальность создаешь ты, управляешь ей и направляешь в нужное русло.

- А вы видели эти мюзиклы за границей?

- Да, во время продакшн-периода московская творческая команда ездит за границу и смотрит там будущие постановки. Это необходимо, чтобы понимать, как проводить кастинг, какие актеры нам требуются. Это ведь тоже огромная работа: набор и подготовка артистов, создание русского текста, который должен не только передавать суть и смысл, но и соответствовать музыке. Почти год до премьеры мы занимаемся подготовкой материала.

- Можете вспомнить какое-то яркое впечатление от работы?

- Мне посчастливилось общаться с Харольдом Принсом, величайшим режиссером музыкального театра, обладателем 21 премии Tony Award, создателем мюзиклов «Призрак Оперы», «Скрипач на крыше», «Кабаре», «Вестсайдская история». Ему уже под 90. Он приезжал, смотрел наш «Призрак Оперы», общался с артистами, давал мастер-класс. Харольд Принс отметил, что мюзикл великолепно звучит на русском языке, он не ожидал, что русская речь так хорошо ляжет на музыку Эндрю Ллойд Уэббера. Его восхитила и игра наших артистов, и качество подобранного актерского состава. Для меня это был невероятный опыт и очень интересное знакомство.

Мюзикл "Бал вампиров". Фото stage-musical.ru

- Вы упомянули, что России необходима школа по подготовке артистов мюзикла.

- Да, и при поддержке Stage Entertainment уже создана «Лаборатория мюзикла» — это уникальный образовательный проект, в котором я преподаю актерское мастерство. Уже было два выпуска, сейчас набран третий. Кстати, уже и в театральных вузах открывают так называемые «курсы мюзикла»: есть спрос — есть и предложение. Но там студентов учат с нуля, а мы в «Лабораторию мюзикла» набираем профессиональных вокалистов, танцоров или драматических артистов и обучаем их смежным профессиям.

- Полезен ли опыт работы в компании Stage Entertainment в процессе постановок музыкальных спектаклей в театре «Город»?

- Безусловно. Это грандиозный опыт и контакты, которые я использую в своих постановках. Прежде всего, это понимание сложных механизмов работы в жанре мюзикла: способ актерского существования в жанре, подробная работа с музыкой, сложная техническая составляющая музыкального спектакля. Невероятно важно наличие постановочной команды суперпрофессионалов: музыкального руководителя, заслуженной артистки России Аллы Куликовой, вместе с которой мы выпустили не один спектакль, в том числе и в театре «Город», хореографа Эльвиры Таха, работавшей в мюзиклах Cats, Mamma Mia, — она была хореографом моей новогодней постановки в театре «Город», педагога по речи школы-студии МХАТ Натальи Волошиной, профессионалов по сценическому свету и звуку. Кстати, для актеров труппы театра «Город» это отличная возможность совершенствоваться в профессии, проходя школу больших мастеров своего дела. Надо отдать должное нашим актерам, почти все они могут соответствовать предъявляемым высоким требованием приглашенных постановщиков. Также, кроме актеров труппы, я привлекаю в свои постановки и столичных артистов.

- Получается, в долгопрудненском театре идут постановки практически мирового уровня?

- Именно так! Благодаря директору театра «Город» Жаннете Арутюнян, ее профессионализму, неутомимости, открытости и доверию, в нашем городском театре стало возможно осуществление постановок такого высокого класса, привлечение лучших профессионалов нашей страны и обеспечение условий для создания качественного театрального продукта на радость нашего любимого зрителя, ради которого мы трудимся.

Жаннета Арутюнян, директор театра «Город»:

- Вот уже более 15 лет творческий путь Антона Преснова неразрывно связан с нашим театром. В каждой постановке Антон трепетно, ответственно, профессионально создает уникальный мир сценических образов разных эпох. За это его любят, уважают, ценят зрители разного возраста и коллеги. Интенсивная работа в театре «Город» успешно сочетается с другими яркими масштабными театральными проектами, в том числе и мирового уровня. При этом звездные работы Антона не слепят ему глаза, а освещают путь — и ему, и идущим вместе с ним. Антон Преснов в работе — перфекционист, он всегда доводит дело до качественного результата, поэтому ему без колебаний поручаются самые сложные творческие задачи. Также Антон — великолепный организатор, на его проекты всегда с удовольствием и высокой самоотдачей собираются интересные, высокопрофессиональные люди из разных сфер творческой деятельности. Работа с Антоном — всегда интересный театральный опыт, эксперимент. Своими премьерами в нынешнем сезоне он в очередной раз подтвердил свой высокий профессионализм и патриотизм, ведь только человек, искренне любящий свой родной город сможет сделать такие искренние проникновенные работы. Постановками на краеведческую тему мы отдаем дань уважения и памяти людям, которые живут в нашем городе, которые стояли у истоков его рождения. Оба новых спектакля Антона Преснова стали большим событием для Долгопрудного.

Беседовала Жанна Ованесова
Фото Ростислав Красноперов, Valera Primavera

Спектакль "Город мечты. Век XXI" Долгопрудненского театра "Город"

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте