Александр Гиндин: «Черноголовка – особенный город, здесь публика, которая вдохновляет играть»

Прочитано 301 раз
Оценки:
(38 голосов)

Московская область с каждым годом становится все более музыкальным регионом. Здесь проходит множество престижных фестивалей, на которые приезжают исполнители мирового класса. В 2017 году на карте Подмосковья появился еще один музыкальный проект, аналога которому в России, наверное, нет, – «Гиндин-фестиваль». В рамках мероприятия, проходившего в конце года в Доме ученых РАН в Черноголовке, были объединены программы концертов и научно-популярных лекций, встреч с представителями фондов поддержки инноваций.

Об идее проведения музыкально-просветительского фестиваля, творческом союзе с одной из самых блистательных пианисток России Екатериной Мечетиной (дуэт пианистов открывал программу «Гиндин-фестиваля»), а также о своей творческой деятельности рассказал в интервью журналу «Горизонты культуры» Александр Гиндин.

– Александр Шефтельевич, расскажите, пожалуйста, о творческом союзе с Екатериной Мечетиной. Сегодня вы исполните концерт на двух роялях.

– Мы много играем в дуэте. Инициатором наших выступлений была Московская филармония. Мы всю жизнь друг друга знаем, учились вместе еще в ЦМШ (Центральной музыкальной школе при Московской консерватории – авт.), только Катя училась там полный курс, а я два года. Получается, что мы знакомы с середины 90-х. Поэтому нам легко и приятно вместе музицировать. Для фортепианного дуэта человеческие отношения очень важны. Этот такая специфическая история – фортепианный дуэт – она требует хорошего понимания партнерами друг друга, какого-то определенного совместного дыхания и по времени, и по звуку. Поэтому, когда получается, это здорово.

Екатерина Мечетина:

– Почему так трудны фортепианные дуэты?.. Цель ансамбля быть вместе, добиться максимального понимания. А это возможно только с исполнителем того же уровня. Мне интересно как музыканту играть с Александром Гиндиным.

– Программу, которой открываете «Гиндин-фестиваль», вы исполняли раньше, или она прозвучит впервые в Черноголовке?

– Мы играли эту программу в филармонии на закрытии позапрошлого сезона в Москве. И в этом году, уже после Подмосковья, нам снова предстоит выступить с ней в столице. Программа особенная... Когда я думал над ней, то решил оттолкнуться от сюиты из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова в транскрипции Славы Грязнова.

Это замечательный музыкант, с которым мне посчастливилось вместе играть. Он написал эту оркестровую сюиту для нашего квартета роялей, а потом переделал ее для фортепианного дуэта. Мне очень хотелось исполнить это произведение, поэтому решили, что оно и будет началом программы. А так как у Римского-Корсакова, пожалуй, единственного из русских композиторов, есть языковые параллели с Вагнером - достаточно далеким от русской музыкальной культуры, то показалось интересным их сопоставить. Другая параллель – сюжетно-литературная. Так в программе соединились легенда «Сказание о невидимом граде Китеже», «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» , фрагмент оперы Вагнера «Валькирия» и Листа.

Кроме того, когда мы с Катей выступаем в концертах дуэтом, обязательно включаем произведения в четыре руки. На этот раз выбрано сочинение, которое написано прекрасным композитором, мною горячо любимым, Карлом Черни. Это ему, его этюдам, практически каждый современный пианист обязан своей профессиональной жизнью.

– Они сложные или полезные?

– Они заменяют гаммы. Но это совершенно чудесная музыка, полная жизненной энергии. И вообще этот композитор был очень плодовит. В школе этюды Черни сначала играют в сборнике Гермера, по которому занимаются с первого дня. Потом 299 опус для средней школы, потом 740. Пока не начнутся этюды Шопена и Листа, до этого все живут на этюдах Черни. Поэтому я считаю, что пианист должен отдать дань благодарности этому замечательному композитору, обратить внимание на его очень объемное творчество. Среди сотен его произведений есть действительно шедевры, которые на самом деле никто не знает.
И сегодня в середине второго отделения мы будем играть его «Блестящую увертюру» си минор для фортепиано в четыре руки.

– «Гиндин-фестиваль» задуман как культурно-просветительский. Вы будете сегодня зрителям рассказывать о произведениях и композиторах, чью музыку будете исполнять?

– Вы мне подкинули хорошую идею, может быть. На самом деле - это всегда живая история, когда артист выходит на сцену, он сразу ощущает зал, его настрой. Иногда, естественным образом, хочется что-то рассказать. А иногда - все «сами с усами» (смеется). Но посмотрим. Идея фестиваля - представить, наряду с известными произведениями, и редко исполняемые вещи или сочинения в новом инструментальном звучании.

– Какие еще музыкальные программы ожидают слушателей «Гиндин-фестиваля»?

– Все программы фестиваля непростые, небанальные. Например, вокальная программа «Романсы на стихи А.С. Пушкина», с которой мы в декабре выступим с солистом Игорем Подоплеловым. С одной стороны, это всеми нами любимые с детства, великие стихи. С другой - весь срез русской вокальной музыки за 200 лет, начиная от Верстовского, Глинки и кончая Свиридовым, Прокофьевым, Шапориным. Поэтому программа не так тривиальна, как кажется на первый взгляд. Программа с Аркадием Шилкопером, который будет играть вместе с Калужским молодежным симфоническим оркестром, – это дань уважения творчеству английской группы «Yes», фанатом которой он был в юности. Эти музыканты, экспериментировавшие с гармониями, ритмом, вошли в историю мирового рока. И концерт будет состоять из фантазий, аранжировок, переложений выдающегося мультинструменталиста А. Шилклопера на темы «Yes» для симфонического оркестра. В заключение фестиваля – камерная программа. Она построена на исторических музыкальных связях – конец 19 начало 20 века: Дебюсси, Равель, Танеев, Стравинский, Рахманинов. Каждый из этих композиторов представляет собой очень мощную творческую индивидуальность, но все они находились в едином музыкально-временном пространстве. У них были общие педагоги, которые, в свою очередь, были учениками других известных музыкантов. Вообще, вопрос поколений, пересечений - интересный в русской музыке.

Очень важно исполнять для публики музыку композиторов, которые, что называется, не в первой десятке по популярности, потому что знание их творчества складывает пазл: как одно явление перерастает в другое, даже с исторической точки зрения. Танеев, например, соединяет 19 век русской музыки и гармоническую традицию, начиная от Баха, с 20-м веком, с Рахманиновым. Это несоединимые вещи на первый взгляд, если не знаешь Сергея Ивановича Танеева. Вот такие творческие идеи я и выношу на слух черноголовского слушателя.

Елена Пылаева, директор Дома ученых:

– Нам бы очень хотелось, чтобы «Гиндин-фестиваль» проходил в Черноголовке ежегодно и привлекал не только жителей, но и многочисленных гостей. Его идея – с объединением музыкальной и научной программы - интересна и плодотворна! В Черноголовке действительно уникальная публика – это ученые, занимающиеся фундаментальными и прикладными разработками, которые знают и любят музыку, прекрасно разбираются в искусстве. Фестиваль открыл для них не только новые музыкальные страницы, но и познакомил с новыми научными исследованиями, в частности, в области биоинформатики, с актуальными механизмами поддержки инноваций в рамках научной программы... То есть принес реальную пользу! Это необычный, но очень перспективный формат. Спасибо Александру Гиндину, который как музыкант-новатор, поверил и поддержал эту идею.

– Вы руководите несколькими коллективам, являетесь художественным руководителем фестиваля. Что еще в числе ваших лидерских задач?

– Это далеко не все. На самом деле из постоянных лидерских задач – руководство двумя коллективами – это очень много.

- Один из них, Калужский, был создан совсем недавно (с Калужским молодежным симфоническим оркестром имени Рихтера Александр Гиндин выступал в рамках «Гиндин-фестиваля» - авт.), как это случилось?

– Он был создан по инициативе Губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова. Оркестр принадлежит Калужской области, но репетирует в Москве, пользуясь нашим замечательным географическим положением. Очень молодой, живой коллектив. Вот только два дня назад вернулся из Питера, где выступал на культурном форуме, в Эрмитаже. У нас много концертов в Москве и, естественно, в Калуге и Калужской области. Мы потихоньку начинаем гастрольную деятельность, в частности, с концертами в Подмосковье, много выступаем с известными музыкантами-солистами, среди которых Аркадий Шилклопер, Андрей и Михаил Ивановы, Даниил Крамер, Борис Андрианов, Никита Борисоглебский, Дмитрий Илларионов, солисты Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова и Арт-проекта «ТенорА XXI века» и др.

Другой камерный коллектив Черноголовка знает достаточно хорошо, потому что с ансамблем солистов «Эрмитаж» мы были здесь не однажды. Думаю, в следующем году он тоже станет участником «Гиндин-фестиваля».

– А дирижировать вы давно начали? Говорят, это искусство не каждому дается.

– Дирижирую третий год. Я студент класса Владимира Александровича Понькина. Чтобы дело получалось хорошо, всему нужно учиться. Это сложный вопрос, почему я увлекся новым для меня делом, сейчас это очень значимая, серьезная часть моей жизни.

– Получается, что сам фестиваль зародился благодаря вашим творческим связям?

– Да, и творческим, и человеческим. Это особенный город, и здесь работают очень хорошие, очень близкие мне друзья. Когда есть единомышленники, готовые разделить с тобой идею, – все получается. Очень важна команда.

– Где еще в Подмосковье вы выступаете?

– В Подмосковье не так много мест, где есть залы хорошего уровня для фортепианных концертов, большое значение имеет наличие качественного инструмента. Пожалуй, это две концертные площадки: Дворец культуры в Королеве и в Клину, в Музее-заповеднике имени Чайковского. Недавно еще в Клинской музыкальной школе появились хорошие инструменты. Неплохие залы в Черноголовке и в Дубне. В Орехово-Зуеве очень хорошая музыкальная школа имени Глиера: есть зимний театр, но рояля нет! Вообще-то в Подмосковье могло быть намного больше концертов, если бы можно было играть на качественных инструментах...

– Сколько всего у вас концертов в год?

– Много, не считаю. Думаю, больше сотни. Я выступаю здесь с неменьшим удовольствием, чем в европейских залах. У нас, особенно в академических городках - замечательная публика, которая вдохновляет на новые идеи и проекты! Пример тому - Черноголовка, Дом ученых.

- Планируете ли Вы продолжать фестиваль?

- Обязательно! Нам нужно перенимать опыт европейских фестивалей, которые часто проходят в небольших живописных городах, но при этом являются крупнейшими музыкальными событиями в мировом масштабе, участвовать в которых стремятся лучшие исполнители! Уже есть интересные мысли на будущий год! Будем работать!

Беседу вела Жанна Ованесова
Фото Сергей Гордеев

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте