Александр Тютин: «Ради актерской профессии я учился режиссуре»

Прочитано 88 раз
Оценки:
(39 голосов)

Александр Тютин – артист Московского Губернского Театра (художественный руководитель театра Сергей Безруков), занят на главных ролях в спектаклях «Свадьба Кречинского», «Сирано де Бержерак», «Высоцкий. Рождение легенды» и в премьерной постановке сезона 2017/18 - «Вишневый сад». Он активно снимается - на его счету уже более 150 ролей в телевизионных сериалах и широкоформатном полнометражном кино. В свое время Александр окончил режиссерский факультет Театрального института им. Б. Щукина, но режиссером не стал, целиком посвятив себя актерской профессии. О своих театральных работах, а также новых кинопроектах актер рассказал в интервью журналу «Горизонты культуры».

- Александр, расскажите, вы служите в Губернском театре с самого его основания?

- Меня пригласил лично Сергей Витальевич уже в действующий театр. Долгое время я был «ничей». Играл в антрепризах, работал на договорах, снимался в кино. Именно Сергей Витальевич настоял, чтобы я остался в театре на постоянной основе, за что ему очень благодарен – совершенно другое ощущение, когда у тебя есть свой творческий дом. И еще он подарил мне вот уже третью роль из классического репертуара. Я играю в спектакле «Сирано де Бержерак» - Дегирша. В «Свадьбе Кричевского» - спектакле, созданном по двум пьесам Сухово-Кобылина, где у меня две роли. Одна из них - роль Муромского, который борется с системой взяточничества. Это большая, сложная и очень интересная роль. И вот Гаев в «Вишневом саде» – это вообще подарок, за который я очень благодарен режиссеру. Любой артист мечтает сыграть в пьесе Чехова.

Спектакль Губернского театра "Вишневый сад"

Этот спектакль создавался в короткие сроки, конечно, было тяжело психологически. Спектакль партнерский, в котором целый клубок отношений и все персонажи завязаны друг на друге в такой страстный узел. Кому-то кажется, что Чехов скучен. А там страстей не меньше чем у Шекспира. И каждый в своей роли в этом спектакле еще растет – это совсем свежая премьера.

- А насколько персонаж Гаев из «Вишневого сада» близок вам по характеру?

- Подобного персонажа играю впервые, с момента прихода в театр. Могу признаться, есть во мне что-то гаевское, но такой характер не свойственен героям из моей фильмографии. Большей частью мои роли брутальные, я играю начальников, бизнесменов, крутых бандитов... А если рассуждать чисто по-человечески, то все равно находишь в себе многие гаевские черты. Константин Станиславский когда-то завещал актерам «быть другим, оставаясь самим собой». Так и стараешься играть, находить в себе то, что свойственно герою. Как и Гаев, люблю комфорт, наверное, ленив, в какой-то степени ведом, судьбой прежде всего. Поэтому признаешься сам себе, поменьше бы этого гаевеского. Хорошо, что ты в жизни, в работе востребован. А еще бы собственной инициативы побольше. Порой ее не хватает, как не хватает и у Гаева. Он ведь цепляется за старую жизнь, пытается, старается что-то сделать, предпринять, но ничего не может, не умеет. В отличие от него я многое умею (смеется). Спасибо Сергею Витальевичу, что он мне дает возможность пробовать себя в разных ролях, ломать штампы и выходить из определенного амплуа.

- Прежде вам доводилось играть в чеховских пьесах, а если нет, то была ли мечта?

- Если не считать каких-то студенческих проб в отрывках, эпизодах, рассказах, в чисто классической чеховской пьесе – до сих пор я не играл. А мечта была. Хотя она скорее из серии распространенных актерских штампов: «хочу сыграть в Шекспире Гамлета, а после – Короля Лира...» Я не тот, кто поставил себе обязательные цели сыграть какие-то определенные роли. Я придерживаюсь правила: «делай что должно и будь что будет». Если судьба тебе подарит такой шанс, надо быть к нему готовым.

Фильм "Танк"

- Вы драматический актер, который еще поет и танцует?

- Недавно у меня был юбилей – 55 лет. В этот день после спектакля мы с Сергеем Витальевичем и артистами Губернского собрались отметить день рождения, посидеть, пообщаться. И заодно посмотрели мою первую роль в картине «Однолюб» 1982 года. В моей жизни случилось так, что эта роль в кино досталась благодаря моей игре на гитаре. Я тогда еще учился в Московском энергетическом институте. А там был хороший студенческий театр, который, кстати, в свое время получил премию Ленинского Комсомола! Мы тогда существовали в параллельных пространствах с театром МГУ. И нас, как уже подготовленных артистов, позвали на съемку в Подмосковье поучаствовать в групповых сценах. Действие происходит в деревне, где студенты строят новые коттеджи. Мы жили в гостинице Гофильмофонда, а вечерами собирались, я доставал гитару и пел. Режиссер, услышав меня, предложил спеть и в фильме. Так я и сыграл сначала в одном эпизоде, потом в другом, оказавшись в роли второго плана студента Саши, который еще и песни поет.

- А кто был режиссером той картины?

- Марк Осепьян. Две его работы в советское время легли на полку, а впоследствии вошли в историю мирового кинематографа. Долгое время он был без работы. Тогда Сергей Аполлинарьевич Герасимов, как руководитель киностудии имени Горького, и дал ему заказную работу (съемки фильма «Однолюбы»- ред.). Картина как раз попадала под продовольственную программу, надо было снять фильм про деревню. Не так давно прошел по телевизору сериал «Уходящая натура» , в котором завязка была списана с той нашей истории съемок картины. Сценаристом и тогда, и этого сериала был Николай Лырчиков.

Сериал "Скорая помощь"

- Где же вы учились актерскому мастерству и кто ваши учителя?

- Получив хорошую практику в студенческом театре, ради актерской профессии мне пришлось поступить на режиссуру в Щуку, потому что существовал негласный возрастной ценз, по которому мне уже было поздновато учиться на актера. А на курсе режиссуры преподавали не только режиссуру, но и полный курс актерского мастерства. Моими учителями были Марьяна Рубеновна Тер-Захарова и Владимир Абрамович Эоуфер. Изначально курс набирал Евгений Рубенович Симонов. Сегодня, увы, никого из них уже нет в живых. Кстати, в театре «Игроки», с которого я начинал, я несколько спектаклей поставил вместе со своим приятелем. Но чисто как режиссер-постановщик себя не пробовал. Я скорее режиссер-педагог, с удовольствием что-то срежиссирую. А режиссер-постановщик должен быть лидером. У меня же психология больше актерская, командовать – это не мое.

- В кино у вас заметно больше сыгранных ролей, чем в театре. В каких новых фильмах или сериалах в ближайшее время вас можно будет увидеть?

- Вот мы сняли большой сериал «Скорая помощь», где я играю врача. Самая главная роль у Гоши Куценко - роль водителя, но бывшего хорошего врача, который помогает спасать людей. Кроме нас еще два фельдшера в команде, и вот все четверо и есть главные герои сериала. В мае мы начнем снимать уже второй сезон. И когда он выйдет, одному телевизионному богу известно. Бывает, что только сняли, смонтировали и тут же показывают. А бывает и так, что некоторые работы по несколько лет лежат на полке.

Уже полгода как закончился 4 сезон «Лесника», где у меня очень неплохая роль. В этом сериале мой герой - главный антагонист, злодей... Я редко сам себе нравлюсь, но здесь интересная работа получилась. А когда покажут новый сезон – не знаю.

Скоро выйдет фильм «Танки», где я сыграл маршала Куликова. С меня и с Маршала Жукова начинается фильм и мною заканчивается. А фильм про то как два танка Т34 в 1939 году совершили марш-бросок из Харькова в Москву, что было почти чудом в то время. Потому что на такое расстояние танки не ходили. Это такой полуприключенческий, полуисторический фильм. Совсем скоро, ко Дню Победы, он выйдет на широкий экран.

Только начинается работа над еще одним сериалом с рабочим названием «Поселенцы». Это про бывших заключенных, которые после отсидки уже в наши дни живут на поселении. Два года назад снимали фильм «Шальная судьба». Правда, не факт что сохранится название. К примеру, фильм «Танки» имел рабочее название «Увидеть Сталина». Портал кинотеатр-ру достаточно оперативно отслеживает, когда выходят новые фильмы и сериалы. В последнее время там еще заработала такая фишка, что можно увидеть какое кино с артистом шло на этой неделе. Бывает, заглядываю туда и сам иногда удивляюсь, сколько же меня показывают?!

Фильм "Баязет"

- Назовите, пожалуйста, самые знаковые для вас кинопроекты, в которых вы участвовали?

- Один из важных для меня проектов – это сериал Глеба Панфилова «В круге первом» по Солженицину, где я исполнил роль начальника шарашки. Мой герой со сложной биографией, он сам прошел шарашку, а потом стал начальником, то есть находился между молотом и наковальней. Эта роль давалась с большим внутренним трудом, здесь не просто выучил текст – пошел и сыграл...

Мне очень дорога роль в сериале «Баязет» про русско-турецкую войну. Я сыграл в капитана Федора Штоквица, коменданта крепости, который был поначалу пьяницей, бретером и насмешником, но в трудную минуту взял на себя всю ответственность по обороне крепости. Это тот случай, когда сами создали трудности, а потом их мужественно преодолевали. Под его командованием русский отряд выдерживает осаду и дожидается прихода наших войск.

Мне очень интересно было работать в телевизионном сериале «Есенин» с участием Сергея Безрукова. В этой телеверсии, когда поэта пришли арестовать, он спровоцировал драку, в которой его и убили. И как раз убийцей был мой герой. Я играл чекиста в паре с другим актером. Мы по сценарию постоянно ходили за Есениным. Это были забавные персонажи, которые постоянно шутили, иронизировали... Например, в театре, один другому говорит: «Пойдем водку пить. – Да нельзя, надо слушать. - Да ладно, мы же в театре, потом артисты сами все расскажут...» И много подобных других эпизодов...

А вообще, у меня уже более 150 работ, я не смогу вам обо всех рассказать.

Кадр из фильма "Оперетта капитана Крутова"

- Не сомневаюсь, что у вас есть поклонницы. Хочу спросить, не сильно ли они надоедают?

- Не скажу, что много, но в театре есть одна постоянная поклонница. Раньше она дарила большие букеты, причем они очень долго стояли свежими, из-за чего вся квартира была заставлена цветами... Теперь стала заменять букеты разными подарками. Но она очень воспитанная девушка и держит себя в руках.

- Трудно ли служить в Губернском театре?

- Я немного на привилегированном положении, меня на всякие утренники не гоняют, остается время сниматься в кино. Но всегда есть желание роста профессионального, и в том числе материального. Губернский театр очень авангардный. Последнее событие в нем – молодежный театральный БАТЛ. Мне нравится, что в Губернском происходит постоянно какое-то движение: премьеры, фестивали, каждый раз что-то новое. И нравится, что все спектакли проходят при аншлагах.

 

Беседовала Жанна Ованесова
Фото kino-teatr.ru, m-g-t.ru, zhar-ptica.com, 

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте