Генеральный директор МВК «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов с министром культуры Московской области Оксаной Косаревой на выставке «Искусство агитации» Генеральный директор МВК «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов с министром культуры Московской области Оксаной Косаревой на выставке «Искусство агитации»

О том, как один музей может формировать культурную повестку целого региона, рассказывает генеральный директор МВК «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов.

Василий Сергеевич, как бы вы определили миссию музейно-выставочного комплекса, в чем его уникальность?

«Новый Иерусалим» — это смелая новаторская площадка для реализации творческих идей. Так было в никоновское время и раньше, так было всегда и остается сейчас. Неслучайно ведь «Новый Иерусалим» упоминается еще в «Откровении Иоанна Богослова». Смысл — в постоянном обновлении. Это проект будущего, каким в свое время создавался и монастырь «Новый Иерусалим». И как мне кажется, автор и учитель у нас один — это патриарх Никон. А то, что мы сегодня можем делать в «Новом Иерусалиме», тот масштаб, та разноплановость, не всегда даже понятная музейщикам, — в этом мы уникальны. Наша задача наполнить все проекты жизнью — программной работой, которая нацелена на развитие культуры всего региона. Как центральный музей мы должны формировать эту повестку и выступать локомотивом во всех начинаниях. «Новый Иерусалим» может дать много нового для страны, не только для Подмосковья.

Как получилось, что именно «Новый Иерусалим» стал главным музеем Московской области?

За долгую историю в нем была собрана самая большая коллекция произведений искусства. У него самые богатые фонды. Так сложилось исторически: в двадцатые годы XX столетия в музей свозилось много ценностей со всего региона. Поэтому сегодня, получив новое современное здание, мы можем, наконец, реализовать весь потенциал музея, заложенный в его фондах. Раньше это невозможно было сделать, поскольку музей находился в монастыре.

В этом году мы создаем продолжение постоянной экспозиции. Итогом работы, начатой в 2017 году, станет создание трех экспозиций в едином комплексе: «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков», «Художественная галерея. Особая кладовая» и «История культуры Подмосковья». Человеку, купившему билет, будет что посмотреть, мы его просто потеряем на несколько часов в этой истории! Ведь в фондах музея около 200 тысяч единиц хранения, вещи действительно уникальные.

Когда завершится работа над постоянной экспозицией?

Из того, что будет в постоянной экспозиции, пока выстроена примерно одна шестая часть. Нам важно чтобы музей развивался. Если строить все сразу, пришлось бы его на два года закрыть. Но мы этого позволить себе не можем, поэтому и делим работу на несколько этапов. Первый посвящен Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, как памятнику истории и культуры. Следующий — это «Художественная галерея», в состав которой входит «Особая кладовая». На расширенном ученом совете мы представим научную концепцию этой экспозиции. В ней будут церковные вещи, предметы декоративно-прикладного искусства из золота, серебра, драгоценных камней. К концу года работа должна быть завершена.

Дизайнеры-архитекторы Агния Стерлигова и Сергей Чобан, проектируя экспозицию, создают единое комплексное пространство, чтобы посетитель имел увлекательный сценарий на 2–3 часа в музее. Надо сказать, что наши здания не являются объектами культурного наследия (ОКН). Поэтому мы можем выстраивать под экспозиции проекты любой архитектуры. И это наше огромное преимущество перед зданиями ОКН, в которых практически ничего невозможно сделать, требуется проводить множество согласований. Мы же находимся в постоянной импровизации, все перестраивается. И люди, попадая в музей, каждый раз находят там что-то новое. У нас проектировщики могут заниматься творчеством, создавать интересные концепции, «творить» пространство, погружая человека в атмосферу того или иного автора. В этом плане комплекс дает очень большие возможности.

Музей «Новый Иерусалим» прославился крупными межмузейными проектами.

Все начиналось с выставки Айвазовского. Она стала большим шагом вперед в развитии музея. Это была удивительная история. Я помню, что узнал о выставке в четверг, а уже в следующую пятницу надо было ее открывать... Тогда участвовали музеи Московской области,а также музей из Феодосии. Это был первый проект Россия — Крым в Подмосковье, после присоединения полуострова. Мы столкнулись с огромным количеством сложностей. Коллеги из Крыма еще не работали в системе законодательства РФ, требовали от нас госгарантии. И мы действительно за неделю прошли большой путь, привезли картины из Феодосии и еще несколько работ было собрано со всего региона. Построили залы, поработали с кураторами и открыли трехмесячную выставку. Была хорошая посещаемость, отличная информационная поддержка, огромную помощь оказал министр культуры Олег Рожнов, в настоящее время — председатель комитета по вопросам образования, культуры и туризма Мособлдумы.

Потом пошла целая серия: «Непокоренные. Русский путь», к 75-летию Битвы под Москвой (собрано порядка 15 музеев, 10 частных коллекций), привозили коллекцию из Греции «Серебро Янины», со ВГИКом делали выставку, посвященную Году кино (художник Валерий Архипов). Также состоялись крупные экспозиции, посвященные Шишкину, Левитану. К концу прошлого года уже открыли совместную с Пушкинским музеем выставку Пикассо. А самые последние — Кустодиев, Дюрер. Это целая программа, которая будет развиваться. Вы видите, что с каждым новым проектом выставочный уровень повышается, мы становимся более зрелыми, если можно так сказать.

В сентябре должна открыться выставка Роберта Фалька с участием федеральных и региональных учреждений (при участии ГМИИим. А.С. Пушкина, музеев из разных городов России). В декабре планируем открыть выставку Фаберже. Это большая музейная коллекция с уникальными предметами: диадемой княжны Марии Федоровны, пасхальные яйца — около 300 предметов. Сейчас ведем переговоры с Эрмитажем и музеем из Баден-Бадена (Германия).

Фото mosreg.ru

 

Подмосковный музей выходит на международный уровень?

Это тоже целая программа. Уже сегодня мы не останавливаемся на работе с российскими коллегами. Надеюсь, что к следующему году будем работать с Европой на региональном уровне. Международная выставочная повестка — это тоже важно для нас и очень перспективно. Наш комплекс обладает всеми условиями, чтобы привозить региональные европейские коллекции. Это будет интересно для публикии экспертов.

Как строятся отношения с такими крупными музеями, как Пушкинская галерея, Русский музей?

Для нас работать с крупными и опытными музеями — одно удовольствие. Хотя каждый проект проходит большой путь согласований, до полугода. Какие-то экспонаты нам не могут дать по разным причинам. Но в целом все относятся к нашим проектам очень хорошо. Им нравится, что в регионе сегодня идет такое серьезное развитие,они готовы его поддерживать, готовы приезжать, участвовать, делиться опытом. У нас нет таких фондов, которыми располагают Третьяковка, Русский музей, Пушкинская галерея. Мы не конкурируем с ними, у нас другие задачи. Наши выставки тематические. Нужно, чтобы посетитель — зритель, эксперт, журналист — хорошо понимал, что такое «Новый Иерусалим» и какое у него направление.

Вы также работаете с частными коллекционерами.

Если вспомнить выставку Пикассо, то в ней участвовали два коллекционера — Борис Фридман и Георгий Генс, который, к сожалению, недавно скончался. А что касается Дюрера, то в экспозиции живописи только две работы из Пушкинского музея, а все остальное из частных коллекций. Синтез музеев и коллекционеров используется всегда. Именно при таком сочетании получаются уникальные проекты.

А какую роль МВК «Новый Иерусалим» играет в развитии музейной отрасли подмосковного региона?

Между тем, что делается сегодня, и тем, что было пару лет назад, когда я еще работал советником министра культуры Московской области, есть большая разница. За это время мы сумели развернуть выставочные программы, убедить руководство, что это необходимо региону, что это значительно помогает популяризации музея. И не только «Нового Иерусалима».

Культурный обмен, который мы сегодня формируем на базе «Нового Иерусалима», касается и Подмосковья. Уже есть хорошая тенденция. К примеру, Серпуховский музей планирует в сентябре привезти большую выставку Семирадского, причем с участием Третьяковской галереи, Русского музея. Это пример региональной работы с партнерами на уровне федеральных учреждений.

В Московской области немало выставочных площадок. Почему бы не поехать в Серпухов смотреть того же Семирадского, а в Сергиевом Посаде не показать картины Нестерова? Так начнется культурный обмен. Это имеет огромное значение для всего региона. Наши проекты — это огромный межмузейный опыт, важный пример для коллег. Они будут общаться между собой. Важно, когда не только руководители, но и сотрудники разных музеев — хранители, специалисты выставочных отделов — знают друг друга в лицо. Это позволяет им общаться, обмениваться опытом, наработками, не замыкаться в четырех стенах, а полноценно работать в отрасли. Эти проекты дают очень много не только с точки зрения популяризации творчества того или иного автора — они популяризируют сами музейные учреждения и дают хорошие возможности для профессионального роста их сотрудников. А главное, плоды такого сотрудничества очень интересны посетителям.

В программной работе музея есть и образовательное направление, расскажите об этом, пожалуйста.

На фестивале «Интермузей — 2018» мы представили проект Детского центра. Он станет пилотным для Московской области. Идея намного масштабнее, чем может показаться на первый взгляд. Совместно с музейным центром педагогики при Русском музее разрабатываем методическое пособие по работе с детьми. Детский центр будет построен на площади в тысячу квадратных метров и включит в себя разделы, посвященные истории культуры Подмосковья — литература, краеведение, религия, экология, быт. Его открытие ожидается уже осенью этого года.

С помощью самых современных технологий мы создадим особое пространство для детей, где им будет интересно. Очень трудно «развернуть» ребенка к классическому экспонату. Я помню, как товарищи рассказывали в детстве, когда их классами возили в музеи: «Терпеть не могу я эти походы!». Поэтому наша задача в Детском центре — сделать что-то принципиально новое, позволить детям больше, чем обычно позволяется, приучить их к музею, чтобы это место стало для них своим, а не чуждым. Для этого и нужен Детский центр, в который они захотят возвращаться. А уже потом мы их будем приводить к классическим экспонатам и классической экспозиции.

Я думаю, мы эту задачу решим не только в «Новом Иерусалиме». Стоит проект масштабировать на другие музеи. Дальше мы можем его распространять и по региональным учреждениям культуры, и по муниципальным. По сути, создавая Детский центр, основываясь на научной базе музейной педагогики, мы становимся экспертно-методической инстанцией.

В Детском центре будет много важных и актуальных вещей. Что-то можно потрогать руками, в чем-то принять участие. Посетители центра смогут пристыковаться к МКС, пролететь на «витязях» над Красной площадью, в разделе «Экология» будет игра по раздельному сбору мусора... Формат подачи научных знаний совершенно не скучный. В то же время, каждая детская игра проходит недетский контроль. Над темами работают ученые, привлечены серьезные научные компании, наши специалисты и эксперты других музеев.

Работаем не только с детьми, но и с молодежью. Планируем открыть музейный кампус. Для этого привлечем специалистов из МГУ. Этот проект откроется к следующему лету. Сейчас мы модернизируем гостиницу. К нам будут приезжать выпускники, чтобы работать в наших проектах уже после защиты диплома. Музей их будет полностью содержать. Под руководством научных кураторов они станут обучаться на нашу стипендию, работать над своими проектами и защищать их, а по итогам защиты перед комиссией МГУ самым талантливым мы предложим постоянную работу у нас.

Фото njerusalem.ru

 

Какие еще проекты готовит музей?

У нас создается музей будущего, который может объединить культурную часть, музейную и выставочную программу. Плюс фестивали. Этим летом на центральной площадке атриума, рассчитанного на 1200 мест, пройдет фестиваль совместно с Московской областной филармонией. Два концерта дадут старт будущим программам, фестивали станут ежегодными, выйдут на международный уровень. Фестивали могут проходить и в Греческом зале, там порядка 150 мест. Создается и более вместительный концертный зал. Стоит отметить, что наш музейный комплекс оценил подмосковный телеканал 360, у нас открыта студия телеканала 360, откуда идут трансляции. Надеюсь, что до конца года мы заключим договор с Мариинским театром, это позволит проводить спектакли высокого уровня.

Скорее всего, концертный зал тоже перестроится. Важно сделать комфортное общественное пространство, чтобы люди, выходя из музея, чувствовали себя хорошо, могли погулять. Есть идеи сделать что-то более масштабное — всемирный духовный фестиваль. Для этого потребуется модернизация атриума, зал с акустическими панелями, может быть, со стеклянной крышей. Подобный фестиваль в следующем году мы уже планируем.

Проектов у нас много. И мы стремимся к тому, чтобы реализация уникальных начинаний стала для нас повседневным рутинным делом, а посетитель привык к этой рутине — в самом хорошем смысле слова!

Беседовала Жанна Ованесова

Фото: Андрей Маленков, Сергей Гордеев, Ксения Новоселова

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте

Яндекс.Метрика