«Мелиховская весна-2017»: итоги и выводы. Часть 2

Фото: сhekhovmuseum.com Фото: сhekhovmuseum.com
Оценки:
(38 голосов)

Недавно мы начали публиковать итоговые заметки нашего обозревателя о закончившемся в конце мая Международном театральном фестивале «Мелиховская весна-2017». Продолжаем обзор.


День второй. Глава 1. Французский подкаблучник и семь его дочерей

21 мая на фестивале произошли два события, которые в очередной раз продемонстрировали удивительное разнообразие подходов к такому грандиозному явлению, как театр Чехова. Днём на сцену Мелиховского Театрально-выставочного зала вышли артисты Домашнего театра «НИКИНДОМ» под руководством Ники Косенковой. Этот театр уникален. Он был основан в Москве в 2010 году. Руководитель театра и режиссёр Ника Косенкова поставила около тридцати театральных спектаклей в России, США, Франции, Марокко и Македонии. Главный художник театра – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии, член Академии Художеств Татьяна Сельвинская. В этом театре создаётся по-настоящему домашняя атмосфера, как во время представления, так и после него. Зрителям после спектакля предлагают в компании с интересными творческими людьми за чашкой чая поучаствовать в обсуждении уведенного. Такое в обычных театрах, пожалуй, встретишь не часто. Другой отличительной особенностью театра являются небольшой объем его помещения, поэтому актеры находятся очень близко к зрителю, и, благодаря этому, возникает ощущение партнёрства между персонажами спектакля и зрителями. В Мелихово театр Ники Косенковой привез спектакль по известной сцене-монологу "О вреде табака".

Мелиховская весна-2017

Действие перенесено с эстрады «одного из провинциальных клубов», как сказано в ремарке А.П. Чехова, в «чайный салон», которому была отдана часть небольшого мелиховского зрительного зала. Зрители, которым удалось войти туда первыми, уселись за столики, расположенные почти на авансцене. Другие довольствовались стульями, задрапированными белой материей. Но, думаю, они вовсе не расстроились, потому что актеры находились от них буквально в нескольких метрах, а иногда даже общались с ними непосредственно, привлекая их к соучастию в действии. Между тем, внимательный читатель, наверное, удивился, заметив, что автор этих строк говорит об актерах во множественном числе, хотя речь идет о монологе. Раскрою «секрет»: изюминка задумки Ники Косенковой состоит в том, что на сцене фигурирует не только И.И. Нюхин, читающий лекцию о вреде табака и заодно рассказывающий о своей нелепой жизни, но и его «крутая» супруга, которая, очаровательно улыбаясь, вьет из мужа веревки и заставляет его ходить перед ней «на цырлах». И зрители становятся свидетелями трагикомического анекдота о судьбе несуразного, долговязого, болтливого краснобая, который волею судеб оказался «под каблуком» своей очаровательной, но жесткой и предприимчивой супруги. Другим сюрпризом придуманного Никой Косенковой действа является то, что роль Ивана Иваныча Нюхина играет французский артист Сириль Грио, говорящий исключительно на своем родном языке. Исключение составляет небольшой фрагмент текста, который француз произносит по-русски. А в роли его энергичной супруги выходит на сцену замечательная актриса Елена Шкурпело, известная в театральном пространстве Москвы по ряду проектов, прежде всего в «Ведогонь-театре», который она в свое время создала вместе с Павлом Курочкиным. Елена в основном произносит свой текст по-русски, иногда вставляя в него французские фрагменты. В результате легкий и «воздушный» спектакль, созданный для отдыха зрителей, играется на русском и французском языках одновременно, и это придает дополнительное очарование действию.

Мелиховская весна-2017

О том, как рождался замысел этого необычного спектакля, рассказывает его режиссер, руководитель театра «НИКИНДОМ» Ника Косенкова:

«Несколько лет назад мне довелось проводить во Франции семинар по творчеству А.П. Чехова. Среди молодых актёров особенно отличался Сириль Грио, начинающий клоун, который посвятил меня в свою мечту сыграть когда-нибудь моноспектакль по произведению Чехова «О вреде табака». Время шло, мы встречались на семинарах во Франции и в России, которые я организовывала от нашей Международной Театральной лаборатории, и стали большими друзьями. Сириль приезжал, как преподаватель, на мои семинары в России, он полюбил нашу страну, выучил русский язык. В Гренобле он организовал театральную ассоциацию «Бумажный кораблик», стал профессиональным актёром и востребованным режиссёром. И вот, это «когда-нибудь» пришло. Только в пространство чеховской пьесы поместилась ещё и жена Ивана Ивановича Нюхина, о которой постоянно идёт речь в этом произведении. Её играет актриса Елена Шкурпело, с которой наши творческие биографии связаны больше двадцати лет. Мы вместе проводили мастер-классы в России и других странах. Вместе с Сирилем и другими талантливыми актёрами на основе тренингов мы создали театр НИКИНДОМ, существующий уже семь лет. Особенность этой постановки состоит в том, что он играется сразу на двух языках. При этом мы не позволяем себе никакой отсебятины и даже стихотворение в спектакле принадлежит именно Чехову. Музыкальным украшением спектакля является романс Маринэ Алэс, вскрывающий неожиданную глубину отношений героев, которые несмотря на непреодолимые трудности жизни, на свои нелепые отношения, по- настоящему любят друг друга, что не может не вызвать сочувствия».

Мелиховская весна-2017

Соглашусь с режиссером, что эти двое, действительно, вызывают сочувствие. Прежде всего, конечно, сам Нюхин. Одного его внешнего вида достаточно, чтобы его пожалеть: казалось, что при желании его талию можно обхватить двумя соединенными друг с другом ладонями - так он тощ. И зритель безоговорочно верил его рассказу о том, что, когда жена отдала ему не съеденные воспитанницами за обедом три блина, он их «не съел, а проглотил, не жевавши, так как всегда бывает голоден». И ты чувствовал, что за этим худым личиком пластичного, почти летучего грустного клоуна с недоуменными глазами и розовыми щечками скрывается глубоко несчастный человек, который вынужден заниматься всем, что ему приказывает жена. И, конечно, велит отцовский долг, ибо семь дочерей, каждая из которых родилась 13-го числа, - это, как говорится, не фунт изюма. «Вот читаю лекцию, на вид я весел, а самому так и хочется крикнуть во всё горло или полететь куда-нибудь за тридевять земель. И пожаловаться некому, даже плакать хочется...». Не знаю, как по-французски звучат эти фразы Ивана Иваныча, но мне казалось, что я их понял без перевода. И еще: при виде этого французского Нюхина в памяти всплыло слово «шаромыжник». Однако не спешите осуждать автора за грубость и нетактичность. Дело в том, что такое прозвище у русских людей получили отступающие голодные и оборванные французские солдаты в 1812 году. Они ходили по дворам и, прося Христа ради милостыню, называли крестьян «cher ami». Так что этот персонаж, столь удачно придуманный режиссером и актером, вызвал аллюзии не только с чеховским маленьким человеком...

Мелиховская весна-2017

Неоднозначна прекрасная актриса Елена Шкурпело в роли жены Нюхина. Ее героиня - из той категории женщин, которые всегда стараются создать у окружающих видимость благополучия и порядка в доме, даже если их нет и в помине. Поэтому с ее лица никогда не сходит дежурная, приветливая улыбка, и она порхает по сцене, стараясь угодить зрителям, которые одновременно как бы являются слушателями лекции ее мужа в провинциальном клубе. Она готова для них и станцевать, и спеть, и даже сесть на шпагат. Но глаза-то не скроешь! Они выдают ее безмерную тоску и мечту о лучшей жизни, сбыться которой не суждено...

Мелиховская весна-2017

Спектакль Ники Косенковой еще очень «молод»: его сыграли всего несколько раз. Этим, наверное, объяснялась взнервленность актеров, желание сыграть как можно более ярко и бодро. А это порой влекло за собой некоторый наигрыш, суету и излишнюю громогласность. Трудно было также согласиться с некоторыми внешне эффектными, но лишенными смысла режиссерскими ходами. Но, думаю, что это дело поправимое.


Глава 2. Несколько слов о 26 огромных комнатах и небе в алмазах

Вечером того же дня возникла серьезная проблема с размещением зрителей в мелиховском «Театральном дворе». Был аншлаг: Театр «Възраждане» из Софии привез на фестиваль чеховского «Дядю Ваню», который по-болгарски звучит как-то особенно тепло и проникновенно - «Вуйчо Ваньо», и эту необъяснимую прелесть дано почувствовать, пожалуй, только носителям родственных славянских языков. Признаюсь, что я влюбился в этот спектакль задолго до фестиваля, поскольку, работая в экспертном совете, посмотрел его на видео. И не мог не попросить режиссера Григора Антонова о небольшом интервью, которое можно прочитать здесь.

Мелиховская весна-2017

Но даже после внимательного просмотра на видео я не мог представить, что это внешне не очень эффектное действо, лишенное каких-то особых режиссерских новаций, произведет на меня такое ошеломляющее впечатление! Вспомнилось письмо М. Горького А.П. Чехову: «На днях смотрел «Дядю Ваню», смотрел - и плакал как баба, хотя я человек далеко не нервный, пришел домой оглушенный, измятый вашей пьесой...Не скажешь хорошо и ясно того, что вызывает эта пьеса в душе, но я чувствовал, глядя на ее героев: как будто меня перепиливают тупой пилой. Ходят зубцы прямо по сердцу, и сердце сжимается под ними, стонет, рвется». Я пожалел, что это уже написано до меня, т.к. мог бы подписаться под каждым словом, причем, применительно к болгарскому спектаклю. И я тоже, как и М. Горький, пытался понять то, что вызвал этот «Вуйчо Ваньо» у меня в душе, и разобраться в причинах своих слез, в немалом количестве пролитых на спектакле, несмотря на то, что я тоже человек далеко не нервный. Наверное, главная причина - в том, что я, пожалуй, впервые так сопереживал героям пьесы, соединенным по воле судьбы практически в «безвоздушном пространстве» мрачного узкого коридора, называемого жизнью. Вторая причина, состоит, как это ни парадоксально, в том, что при всей виртуозной выстроенности этого театрального зрелища, я не ощущал театра, как такового. Может быть, это прозвучит примитивно и несколько экзальтированно, но я каким-то мистическим образом почувствовал себя непосредственным участником повествования, которое в данном случае приобрело масштабы настоящей высокой трагедии. Ну а если отрешиться от мистических ощущений, то плакал я, конечно, прежде всего, потому, что стал свидетелем потрясающего, пронзительного искусства - идеального образца того, что принято называть русским психологическим театром, в котором точные режиссёрские построения сочетаются с филигранным актерским существованием. Подумалось, что К.С. Станиславский, говоря о жизни человеческого духа, представлял себе именно такой театр! И что такое существование на сцене, наверное, и называется «до полной гибели всерьёз». И еще я увидел и услышал, с каким почтением, нежностью и любовью болгарские актеры отнеслись к слову нашего великого земляка, к его мыслям и чувствам. Но иначе, наверное, и не могло быть, потому что гениальная пьеса была написана в какой-то сотне метров от того места, где они в этот вечер играли...

Мелиховская весна-2017

К сожалению, болгары не смогли привезти всю свою оригинальную декорацию и, прежде всего, ее доминанту - деревянный остов-скелет недостроенного ангара или туннеля (художники Борис Далчев и Михаела Добрева). Это сооружение, похожее на какую-то зловещую клетку, формировало образ спектакля и в немалой степени способствовало мотивации поведения героев. Но, как ни странно, бревенчатая изба мелиховского «Театрального двора» послужила достойной заменой оригинальной конструкции и в определенной степени даже усилила мрачную атмосферу действия. Режиссер очень точно распределил темпоритмы спектакля и расставил смысловые акценты. В результате «маятниковое» перемещение персонажей взад и вперед по узкому коридору между двумя торцевыми стенками вовсе не казалось тоскливым и занудным. Более того, оно усиливало тему безвыходности той ситуации, в которую попали герои пьесы. Такое решение у меня вызвало даже аллюзии с многонаселенной коммунальной квартирой (не знаю, правда, известен ли такой термин болгарским друзьям?!), в коридоре и на кухне которой жильцы вынуждены встречаться, хотят они этого или нет. По всем канонам театра в таком замкнутом, мрачном пространстве для оживления действия длинным монологам и диалогам действующих лиц необходимо было придать какой-то особый эмоциональный окрас. Режиссер, однако, на это не пошел: никакого пафоса, экзальтации или заламывания рук актеры себе не позволяли. И в этой их внешней сдержанности было какое-то особое предощущение трагедии. Поэтому зрители, затаив дыхание, внимали и сопереживали каждой реплике, каждому слову и даже жесту героев. Между тем, если читатель подумал, что описываемое действо насквозь пропитано могильным мраком, то он (читатель) ошибся. Напротив: спектакль Григора Антонова очень живой, подвижный и, как это ни парадоксально, остроумный. Конечно, речь не идет о каких-то шутках, розыгрышах или актерской отсебятине. В спектакле присутствует настоящий театральный «изюм», который проявляется и в трактовке образов действующих лиц, и в их порой нелепом образе действий, и даже в парадоксальных мизансценах. Однако описывать их я не берусь, это надо видеть.

Мелиховская весна-2017

Но, наверное, главная притягательная сила спектакля - в той изумительной актерской команде, которую собрал Григор Антонов. Читатель может посчитать это преувеличением, но первая же реплика няньки Марины: «Кушай, батюшка!» - заставила меня затаить дыхание от радости предвкушения встречи с большим искусством и необыкновенной актрисой. Мне на своем веку пришлось увидеть не один десяток спектаклей по этой пьесе и столько же нянек. Но ни одной из них не удавалось с первых же секунд влюбить меня (и, уверен, не только меня одного) в себя, как это сделала потрясающая болгарская актриса Гергана Кофарджиева.

Мелиховская весна-2017

Ее Марина - настоящий ангел-хранитель этого дома, с грустью взирающий на происходящее вокруг, сострадающий несчастным его обитателям и пытающийся сохранить последние крохи взаимопонимания и любви. Но, при этом, Марина Герганы Кофарджиевой вовсе не похожа на умилительную деревенскую старушку - «божьего одуванчика». Она умна и прозорлива, в ней нет никакого самоуничижения, наоборот - чувствуется стать и достоинство, уронить которое она не позволит никому, даже профессору.

Мелиховская весна-2017

Симпатичен и подвижен Боян Младенов в практически бессловесной роли слуги Ефима. Роль совсем крошечная, но немаловажная, и его добрые и умные глаза помнятся до сих пор. Столь же интересна и своеобразна Войницка Маря Василевна (так написано в программке спектакля) актрисы Ивет Радуловой. Её внешне весьма привлекательная и вполне достойная героиня вовсе не похожа на тех глупых «галок», которых мы привыкли видеть в большинстве других спектаклей. Но она тоже из разряда неудачниц. И ей, как и всем другим деваться от этой скудной деревенской жизни особо некуда: остается развлекать себя чтением «умных» книжек.

Мелиховская весна-2017

Телегин Йордана Ръсина еще совсем молодой человек с оспинами на лице, забавный в своей трогательной, почти детской наивности и желании примирить всех и вся. Этот Вафля похож на человека не от мира сего, почти юродивого. Между тем, и он понимает, что в их доме творится что-то неладное, и его девственная душа страдает и мается от осознания невозможности повлиять на ситуацию. Но когда сыр-бор заканчивается, он, как все дети, возвращается на свое «облако» к мечтам о мирной жизни и лапше, которую давненько не готовили в этом доме.

Мелиховская весна-2017

Поразителен Серебряков Роберта Янакиева. Этот мощный, кряжистый, еще совсем не пожилой профессор обладает неуемной, всесокрушающей энергией и способен разрушить на своем пути любое препятствие. Это - настоящий архетип прирожденного руководителя, который всегда готов возглавить любое учреждение: будь то институт искусствознания или сталелитейный завод. Он, безусловно, ничего не понимает в искусстве, о котором пишет многие годы. Но держится на плаву благодаря умению подавлять окружающих людей. В том числе, своих домочадцев, которые при его появлении либо поднимаются со своих стульев, либо застывают в почтительном оцепенении.

Мелиховская весна-2017

Кроме того, есть в этом Серебрякове что-то дьявольское, и жуткая седая козлиная бородка лишь подчеркивает это его качество. Но, при этом, профессор обладает какими-то неотразимыми мужскими чарами, способными околдовывать женщин. Иначе никак не объяснить их брак с Еленой Андреевной. (Кстати, на обсуждении этого спектакля одна из представительниц цеха театральной критики отметила именно это качество актера. На что он - весьма гордый - заметил, что критик понимает толк в мужчинах!)

Мелиховская весна-2017

Необычно и даже парадоксально решены образы главных героинь - Сони и Елены Андреевны. Соня Жаны Рашевой - женщина уже не очень молодая и, судя по всему, хлебнувшая горюшка, вызывает не просто сочувствие, а сострадание и душевную боль. Судьба отняла у нее мать, отдалила отца, женившегося на юной девушке, и самое главное - не дала даже малейшего шанса на образование своей семьи. Поэтому кажется, что эта нечастная девушка давно махнула рукой на свою личную жизнь. И лишь призрачная надежда на ответное чувство со стороны Астрова позволяет поддерживать едва теплящийся огонь в сердце.

Мелиховская весна-2017

Когда и эта надежда рушится, у Сони не остается никаких нитей, связывающих ее с жизнью. И, если бы не слабый душой, сломленный дядя Ваня, то неизвестно, чем для нее могла закончиться эта история. И несчастная жизнь Сони продолжается. Она - хранительница очага этого дома, ей нельзя расслабляться. Поэтому она насильно вкладывает перо в почти безжизненную руку дяди Вани, заставляя его работать. И продолжает нести свой крест и веровать. И произносит свой последний пронзительный монолог об ангелах и небе в алмазах, веря и надеясь. Не могу не сказать, что Жана Рашева в мелиховском спектакле произнесла этот монолог по-русски. Надеюсь, что актриса и ее режиссер почувствовали восхищение, восторг и искреннюю благодарность людей за этот неоценимый подарок всем зрителям, Мелихову и Антону Павловичу Чехову.

Мелиховская весна-2017

Елена Андреевна Виттории Николовой в отличие от Сони внешне совсем еще девочка. Вокруг этого белоголового, нежного, стройного существа, как планеты вокруг солнца, вращаются все жители этого странного дома. (Недаром и в программке спектакля ее фотография расположена в центре, а вокруг - изображения других персонажей). Но, несмотря на свою юность, эта Елена Андреевна, судя по всему, «умна не по годам». Наверное, она успела хлебнуть лиха со своим неуёмным и неистовым мужем. Поэтому ее реплика, обращенная к Соне: «Какая ты еще девочка!» - выглядит хоть и парадоксально, но оправданно. Интересно домысливать, фантазировать о том, как сложится ее жизнь с Серебряковым. Мне кажется, что их союз будет долгим, потому что они притягиваются, как разные полюса магнита. И, скорее всего, эта Елена Андреевна, несмотря на свою привлекательность для мужчин, будет «век ему верна».

Мелиховская весна-2017

Мелиховская весна-2017

Астров и Войницкий в этом спектакле стали яркой иллюстрацией известной фразы Пушкина: «Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!» Оба они - статные, внешне сильные, умные мужики, которые при ином раскладе могли бы стать и Шопенгауэрами, и Достоевскими, и Боткиными. Но так распорядилась судьба, что им приходится гнить в этой деревенской жизни, пить водку и слушать песни Вафли.

Мелиховская весна-2017

Вуйчо Ваньо Свежена Младенова, судя по всему, уже опустил руки и перестал на что-то надеяться. Он изображает из себя влюбленного кавалера просто потому, что надо как-то разнообразить свою убогую жизнь. Поэтому надевает красивый костюм, свежую рубашку, галстук-бабочку, дарит своей «Дульсинее» розы. Но его уже практически ничего в жизни не волнует. Даже поцелуй Астрова и Елены Андреевны. И поэтому решение украсть у доктора морфий и отравиться не требует от него каких-то особых затрат душевных сил и решительности. Он к этому давно готов. Потому что после случившегося в имении это будет уже не жизнь, а жалкое существование. И, судя по всему, дни его сочтены. Но пока он будет жить ради Сони. И нести свой крест. Но в отличие от нее - безо всякой веры.

Мелиховская весна-2017

Единственный из всех героев спектакля, кто внушает надежду, - это доктор Астров Георги Златарева. Хотя и его сердце тоже как будто зажато в какие-то страшные тиски тоски и безнадёги. Но все же в нем есть мощный внутренний стержень, его не покидает желание жить, работать, заботиться о лесах, лечить людей.

Мелиховская весна-2017

Кстати, Георги Златарев в отличие от многих других виденных мной Астровых блестяще играет не только особые незаурядные человеческие качества своего героя, но и его профессию. И я, глядя на него на сцене, верю, что он - настоящий врач, которого искренне интересует здоровье и судьба окружающих людей. Достаточно увидеть то, как он переживает смерть под хлороформом своего пациента, случившуюся «в великом посту». Как многие его собратья по профессии, этот Астров очень добр, несмотря на свою наигранную грубоватость и иронию по отношению к слабостям обителей этого дома о 26 комнатах. Что касается его любовных привязанностей, то зритель, равно, как и он сам, понимают, что не видеть ему Елены Андреевны, как своих ушей. Но, при этом, он не может наступить себе на горло и завязать какие-то отношения с Соней. И по-прежнему будет любить только няньку...

Мелиховская весна-2017


* * *

Вывод: на спектакле болгарского театра автор этих строк испытал не только состояние катарсиса, но и то, что принято называть простым словом счастье. Всех своих читателей призываю: если у вас паче чаяния случится поездка в Софию, обязательно загляните в Театр «Възраждане» и посмотрите этот потрясающий спектакль. Надеюсь, вы все поймете без перевода. А болгарским артистам и другим работникам театра, которые и «в жизни» оказались интересными, умными и очаровательными людьми, передайте, пожалуйста, мой земной поклон.

Павел Подкладов

Фото Галины Фесенко

Мелиховская весна-2017

Поделись!

Найди нас на Facebook

Вконтакте

Яндекс.Метрика